Местная — заводская, тольяттинская и даже самарская милиция оказались бессильны в борьбе с организованным криминалом или коррумпированы. Представители ОПГ фактически подчинили себе отгрузку машин с завода, взяли под контроль головной центр запчастей, а также поставку ГСМ и нефтепродуктов. Ситуация зашла настолько далеко, что в 1997 г. бандиты проникли в здание заводоуправления, вошли в кабинеты менеджеров и попытались вынудить их принимать «нужные» решения. Возникла реальная угроза, что они полностью «приберут к рукам» управление автогигантом.
Чрезвычайная ситуация вынудила правление ОАО «АВТОВАЗ» обратиться напрямую в Правительство РФ с просьбой защитить завод от криминального беспредела и обеспечить безопасность работы предприятия. 1 октября 1997 г. из Москвы в Тольятти прибыла смешанная следственная группа МВД, ГТК и налоговой полиции в сопровождении около 300 бойцов московского СОБРа и нескольких единиц бронетехники. На ВАЗе была проведена первая широкомасштабная милицейская операция «Циклон», которую среди населения прозвали «Куликовской битвой» по фамилии лично курировавшего ход событий министра внутренних дел РФ А. Куликова. Сообщения об операции «Циклон» в конце 1997 г. не сходили с первых строк российских информационных агентств и больше походили на фронтовые сводки, основательно испортив имидж предприятия, еще долго ассоциировавшегося в общественном мнении россиян со «змеиным гнездом» криминала.
Операцию «Циклон» прозвали
«Куликовской битвой» — по фамилии
лично курировавшего ход событий
министра внутренних дел РФ Анатолия
Куликова
Владимир Каданников: Все было убого,
просто, понятно и драматически печально
После смены пропусков и системы охраны бандиты потеряли возможность с легкостью проникать на завод, и администрация в основном восстановила свой контроль внутри предприятия.
Собровцы взяли территорию предприятия и административные здания под свой контроль. Новым начальником управления охраны ВАЗа был назначен бывший глава Автозаводского РОВД Вячеслав Уточкин, начавший наводить порядок в системе заводской охраны, в том числе — в порядке выдачи пропусков, кадрах охранников, укреплении их дисциплины, совершенствовании технического оснащения подразделений. После смены пропусков и системы охраны бандиты потеряли возможность с легкостью проникать на завод, и администрация в основном восстановила свой контроль внутри предприятия.
Одновременно прибывшие на завод следователи и налоговые инспекторы, воспользовавшись ситуацией, приступили к выемке документации предприятия, объявив о начале комплексной проверки его финансово-хозяйственной деятельности. «Все было убого, просто, понятно и драматически печально», — впоследствии характеризовал эти события В. В. Каданников. Силовые ведомства действительно проявили себя во всей «красе»: сначала они долгое время не реагировали на отчаянные призывы руководства АВТОВАЗа о помощи, а затем провели шумную операцию, продемонстрировав ее на всю страну и обвинив во всем вазовское руководство.
Показательными стали также усиленный поиск компромата и привлечение к «Циклону» налоговиков, что означало: за АВТОВАЗ основательно взялись — либо государство, либо «заказавшие» автогигант конкуренты, ставящие целью окончательно парализовать работу предприятия. Долго искать не пришлось. По словам Каданникова, в 1990-е гг. заводское руководство было поставлено в такие условия, что вынуждено было в интересах дела (в частности, для постановки на конвейер «десятки») и договариваться с бандитами, и нарушать действовавшее налоговое и финансовое законодательство. Ситуация же «на грани фола» стала вообще привычной.
«Накопать» нарушения оказалось несложно. По итогам операции «Циклон» на АВТОВАЗе было возбуждено около 200 уголовных дел, среди самых громких из них — т. е. «песочное» дело, о котором речь шла выше, и «дело Фокса» о махинациях с договорами-цессиями.
Окончание.