ТЛТгород.ру - городской информационный портал Тольятти. Все новости города. 16+В мае портал посетило 74 751 человек, 477 700 просмотров. Реклама на сайте
  
Погода сегодня
+11°
главная новость Тольятти
60.8993  нефть 86.11
€ 62.5355  золото 1202.1
БизнесНовостиВидеоФотоотчетыКриминалРасследованияТочка зренияОбъявленияРаботаКлубыАфишаКиноафишаеще

Читайте нас

группа ВКонтакте
RSS-лента
добавить виджет в yandex





Новости Тольятти

7/1/2022 1 1:41:00

(видео)(мнение) «Умные нам не надобны». Драма «Гоголь-центра» и других московских театров


Поздно вечером 29 июня Департамент культуры Москвы объявил о кадровых перестановках в московских театрах — несколько худруков, в том числе Алексей Агранович из «Гоголь-центра», лишились своих должностей, а две балетные труппы по сути были аннулированы. По просьбе Forbes Life театральные критики Светлана Хохрякова и Марина Гайкович рассказывают, что все это значит и чего ждать
По новой традиции Департамент культуры Москвы под руководством Александра Кибовского сообщает о знаковых пертурбациях в московских театрах на ночь глядя — не вступая в диалог и не давая разъяснений. О потенциальных новых назначениях становится известно заранее — из слухов. Театральная общественность и журналисты, не зная покоя, мониторят сайт Сергея Собянина и другие информационные каналы мэрии Москвы. Болезненная реакция наступает молниеносно, обсуждения в соцсетях продолжаются до утра.
29 июня все прошло по давно заведенному сценарию. Прогнозы, основанные на слухах, подтвердились — три худрука освобождены от своих должностей. Вакантными места руководителей «Современника», «Школы современной пьесы» и «Гоголь-центра» не оставались ни минуты. Сразу же были названы имена преемников — назначения казались неожиданными и вполне объяснимыми одновременно. 
Весной, в предыдущую волну перестановок, люди театра терялись в догадках, по какому принципу проходят слияния и поглощения: почему «АпАрте» присоединяют к театру на Таганке, театр «Сфера» — к театру «Эрмитаж», а Центр им. Мейерхольда — к «Школе драматического искусства»? Не работала ни экономическая логика («Сфера» финансово успешнее «Эрмитажа»), ни политическая: присоединенный Центр им. Мейерхольда, безусловно, свободнее стагнирующей «Школы драматического искусства», но та же «Сфера» никогда не выходила за рамки дозволенного.
В летнем сезоне логика назначений очевидна. Словно следуя логике персонажа «Трудно быть богом» Стругацких,  департамент действовал по принципу «Умные нам не надобны. Надобны верные». В двух театрах из трех новые назначенные руководители не имеют ни репутации, ни серьезного опыта руководства театрами. На третий театр, «Современник», худрука не нашлось и вовсе. 
Свой пост в «Гоголь-центре» покинул худрук Алексей Агранович. Чуть больше года назад, 9 февраля 2021 года,  Агранович сменил на этой должности Кирилла Серебренникова. В марте этого года, на следующий день после снятия судимости по делу «Седьмой студии», Серебренников уехал в Европу. Это произошло благодаря миллиардеру Роману Абрамовичу — на пресс-конференции на Каннском кинофестивале Кирилл Серебренников благодарил мецената за поддержку российского кино и призывал снять с него санкции. Режиссер выплатил штраф за нанесенный ущерб и отбыл только часть условного наказания. В мае он уже представил свой фильм «Жена Чайковского» на Каннском кинофестивале, а в июне выпустил в Голландской национальной опере «Вольного стрелка» Карла Марии фон Вебера
Вслед за Аграновичем театр покидает директор Алексей Кабешев — его место займет Александр Бочарников, руководивший Новосибирской филармонией, а также работавший под началом Александра Ширвиндта в Театре Сатиры.
Худруком «Гоголь-центра» стал 52-летний Антон Яковлев, сын знаменитого артиста Юрия Яковлева («Ирония судьбы, или С легким паром!», «Иван Васильевич меняет профессию»), выпускник актерского факультета Школы-студии МХАТ, с 2004-го года работающий как режиссер. Он ставил спектакли в МХТ им. Чехова, Малом театре, РАМТе, Театре Сатиры и Вахтанговском. Яковлев — лауреат премии Москвы в области литературы и искусства, лауреат фестиваля Николая Бурляева «Золотой витязь», обладатель премии «Звезда Театрала». Много работал с классикой: ставил «Крейцерову сонату» Толстого, «Короля Лира» и «Макбета» Шекспира, гоголевских «Игроков».
Как режиссер Антон Яковлев вполне консервативен, он не нацелен на экспериментальные поиски.
С назначением  Яковлева в «Гоголь-центр» десятилетие реформ Серебренникова остается в прошлом. Это закономерный и во многом неизбежный финал: в современной России невозможен живой либеральный театр при мощной финансовой поддержке государства. Это понимал и Алексей Агранович, и покинувший страну Кирилл Серебренников. Сам Серебренников в своем Telegram-канале высказался вполне однозначно: новое назначение, по сути, убийство, мотивы которого — честность «Гоголь-центра», его позиция и попытка оставаться свободным театром.
Последний спектакль в сезоне, созданный командой Серебренникова и режиссером Алексеем Аграновичем, — «Я не участвую в войне. К 100-летию Юрия Левитанского». Он будет сыгран в театре 30 июня. По окончании спектакля ждут обращения Алексея Аграновича к труппе и публике. 
Каким будет название театра при Антоне Яковлеве, останется ли «псевдоним» «Гоголь-центр» или театр вернется к своем официальному, юридическому, названию — Драматический театр им. Гоголя, пока неизвестно.
***
30 июня ставшая финальной не только в этом сезоне, но во всей истории проекта «Гоголь-центр» премьера началась с оваций, и ими же закончилась. Как пишет "МК", аплодировали не только зрители, но и вся труппа театра, которая после окончания спектакля полным составом поднялась на сцену. Зрители и актеры плакали. А Кирилл Серебренников, который вышел на связь из Авиньона в завершении вечера, обещал, что это не навсегда.
Во время спектакля «Я не участвую в войне», посвященного 100-летию поэта Юрия Левитанского, многие актеры – в том числе Александр Филиппенко, Юрий Стоянов и Алексей Агранович – читали отрывки из стихотворений по бумажке. Это было часть задумки Аграновича, который выступил и режиссером постановки.
После финальных титров и продолжительных аплодисментов теперь уже бывший худрук театра Алексей Агранович и бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Кабешев сказали последние слова зрителям, тоже пользуясь шпаргалками. Их волнение можно понять.
– Подошёл к концу девятый сезон "Гоголь-центра". Сезон этот был непростым. Впрочем, были ли у нас сезоны простые? – сказал Алексей Агранович. – Однако прошедший стал первым полноценным без Кирилла Серебренникова.
Кирилл поставил много замечательных спектаклей на этой сцене, но главным и самым мощным высказыванием стал сам «Гоголь-центр». Тот самый, что стоит сейчас за моей спиной.
Именно человек всегда был предметом внимания и изучения в нашем театре. Уникальность его внутреннего мира, его свобода и ответственность, его право на независимость суждений и потребность в самореализации - вот те темы, которые сделали «Гоголь-центр» одним из самых актуальных и посещаемых театров страны. И он сейчас перед вами, возможно, в последний раз.
Сегодня мы закрываем девятый сезон, сегодня мы закрываем и сам проект «Гоголь-центр». Таковы реалии времени. Но мы говорим вам: "До свидания". Ведь мы все еще живы. Давайте просто запомним этот день.
После бурных аплодисментов к микрофону подошел Алексей Кабешев и продолжил ламповый вечер: «Несколько слов про любовь… Она живет в каждом, кто здесь работал и во многих, кто приходил сюда, чтоб подпитаться настоящим честным современным, простите за пафос, высоким искусством.
Это чувство останется в нас навсегда, потому что «Гоголь-центр» – это, конечно, не только здание, а, в первую очередь, ощущение тех людей, которых мы, простите, «инфицировали» нашим общим стремлением узнать, изучить и понять природу человека и мира вокруг него.
Все наши старания были взаимны и необходимы, и это стало большим чувством, которое у нас уже не отнять и не уволить. Чувством, с которым не могут просто так не продлить контракт.
Любовь, память, эмоции, впечатления, которые здесь родились, нельзя отменить никаким приказом… Пожалуйста, помните: жизнь коротка, а любовь и искусств вечны. "Гоголь-центр" закрыт. Навсегда».
После еще одной порции оваций на связь по видео вышел Кирилл Серебренников, который находится сейчас во Франции – на открытии 76-го Авиньонского фестиваля вместе с частью труппы «Гоголь-центра». За его спиной светился логотип театра.
– Я категорически не согласен со словом «навсегда», – сказал режиссер. – Если у человека забирают прописку, это не значит, что его убивают.
«Гоголь-центр» – это идея свободы. Идея свободы может кончиться только с нами. Закончился этот адрес, появится другой. Мы молодые, а в России жить надо долго…
Его слова прерывались аплодисментами, да и после всех прощальных речей публика долго кричала «спасибо» и не жалела ладоней. Зрители не хотели расходиться. Поэтому Аграновичу пришлось попросить публику покинуть театр. А уже в фойе о том же зрителям вежливо напоминали сотрудники «Гоголь-центра».
До глубокой ночи вокруг театра стояли люди. Около входа выросла груда цветов.
Театр имени Гоголя в здании на улице Казакова останется, но это будет какой-то другой театр. Какой – решит новый худрук, которым накануне назначен Антон Яковлев.
Автор: Редакция TLTgorod 
Просмотров: 5246
вставка в блог
вернуться к новостям

Мнение посетителей:


 1  2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 95
Арматура



Объявления

2009 - 2022 © Информационный портал "ТЛТгород.ру". 16+
Использование любых материалов сайта TLTgorod.ru допускается только со ссылкой на издание, с указанием названия сайта. При использовании любых материалов TLTgorod.ru в интернете обязательна гиперссылка (активная ссылка) на конкретную страницу сайта, с которой взята информация, размещенная не позже первого абзаца публикуемого материала.
Разработка сайтов в тольятти web-good.ru
Редакция   Посещаемость   Реклама   Сообщить об ошибке    
LiveInternet