Михаил Понякшев отвечал
за безопасность работы коммерческой
дирекции АВТОВАЗа
В июне 2001 г. было совершено нападение на начальника управления массовыми коммуникациями «АВТОВАЗа» А. Егошина. 22 октября 2001 г. был демонстративно расстрелян старший уполномоченный ОБОП Михаил Понякшев, который отвечал за безопасность работы коммерческой дирекции АВТОВАЗа. В ноябре 2001 г. у подъезда собственного дома был до смерти забит железными прутьями замначальника УАИР АВТОВАЗа Сергей Титуренко, отвечавший за выдачу разрешительной документации на поставки ГСМ. Не прекращающиеся нападения преступников на работников ВАЗа красноречивее всего доказывали, что, несмотря на уголовный беспредел в городе, люди мужественно сопротивлялись стремлению ОПГ поставить завод под свой полный контроль.
22 ноября 2001 г. из Самары в Тольятти для представления местным милиционерам нового начальника местного УВД прибыл начальник ГУВД Самарской области генерал-лейтенант В. Глухов. Критикуя работу заводской милиции, он сообщил о решении областного УВД провести собственными силами новую спецоперацию с целью защиты экономических интересов предприятия. Параллельно с аналогичной просьбой в начале 2002 г. к нему обратился и гендиректор АО «АВТОВАЗ» А. Николаев. В марте 2002 г., в связи с обострением криминогенной ситуации в г. Тольятти и активизацией деятельности криминальных группировок на АВТОВАЗе и вокруг него, на предприятии была проведена очередная спецоперация с участием сотрудников МВД, ФСБ, налоговой полиции и налоговой инспекции.
В середине июля 2002 г. на АВТОВАЗе побывал заместитель Генпрокурора РФ В. Колесников. Он громогласно обещал покончить с организованной преступностью на предприятии, видя ее корни не в общей ситуации в стране, не позволяющей бизнесу нормально развиваться в правовом поле, а, прежде всего, — в махинациях заводского руководства.
Владимир Колесников громогласно обещал покончить с организованной
преступностью на АВТОВАЗе
Вслед за этим в Тольятти прибыла следственная группа Генеральной прокуратуры РФ. Впоследствии в 2002-2003 гг. по результатам ее работы Колесников выступил с рядом громких заявлений о хищениях, по которым начаты прокурорские проверки. Он сообщил журналистам, что вплоть до 2002 г. на АВТОВАЗе действовали «двойные стандарты»: в отличие от рядовых рабочих, менеджеры имели спецпропуска, освобождавшие их автотранспорт от досмотра на проходной. Такая система была одним из звеньев массовых хищений с завода, ежегодные убытки от которых, по словам Колесникова, составляли до 1 млрд. руб. В 1992-2001 гг. на ВАЗе ежегодно фиксировалось порядка 1500-1700 преступлений, подавляющее большинство из которых составляли кражи.
Однако тогда правоохранительные органы не желали связываться с влиятельным в Кремле Березовским, теперь же они ставили это в вину АВТОВАЗу.
По крайней мере, отчасти АВТОВАЗ стал мишенью Генпрокуратуры в связи с поиском компромата на Б. А. Березовского, экстрадиции которого из Великобритании в это время добивались российские власти. По словам Колесникова, при попустительстве должностных лиц АВТОВАЗа, в 1994-1995 гг. руководством «ЛогоВАЗа» было похищено 2033 заводские машины на 60 млрд. руб. Руководители АВТОВАЗа и раньше не скрывали, что главной причиной их разрыва с «ЛогоВАЗом» в середине 1990-х гг. стали именно невозвращенные долги. Однако тогда правоохранительные органы не желали связываться с влиятельным в Кремле Б. А. Березовским, теперь же они ставили это в вину АВТОВАЗу.
Отчасти АВТОВАЗ стал мишенью Генпрокуратуры в связи с поиском компромата
на Бориса Березовского
К 2003 г. АВТОВАЗ имел дирекцию по безопасности и правопорядку со штатом около 1,5 тыс. чел. (!), созданную на базе доставшегося в наследство от советских лет и существовавшего в 1990-е гг. заводского УВВО. Удельная численность сотрудников дирекции по безопасности и правопорядку (примерно 1 чел. на 100 работающих на предприятии) существенно превышала принятые в советское время нормативы. Содержание целой армии заводских охранников стоило предприятию огромных денег. Кроме них, порядок на заводе поддерживал вазовский отдел милиции УВД г. Тольятти численностью 155 милиционеров. В периоды обострения противостояния заводского руководства с криминальными группировками на дежурство к проходным привлекались также силы самарского ОМОНа, а бойцы областного УБОПа обеспечивали безопасность экспедиции АВТОВАЗа.
Преступность вокруг завода, конечно, окончательно не исчезла. Дольше всего «проблемы» возникали с распределением производимых АВТОВАЗом запчастей, вплоть до того, что фирменные вазовские автоцентры вынуждены были покупать «родные» детали не у головного вазовского центра запчастей, а с «накруткой» у определенных фирм. Периодически тольяттинские газеты сообщают и о новых громких убийствах.
Периодически тольяттинские газеты продолжали сообщать о новых громких убийствах
Однако демонстративно, никого не боясь, как в 1990-х гг., ОПГ ни в городе, ни на заводе уже не хозяйничают. Часть криминальных капиталов вместе с их владельцами легализовалась. Милицейские «зачистки», наведение порядка с режимностью на территории самого завода, а также заметно более разборчивая политика автогиганта в отношении своих дилеров и поставщиков, позволили в 2003-2005 гг. в основном вытеснить ОПГ из сферы деятельности предприятия. Знаменательно, что это, наряду с другими факторами, тут же благоприятно сказалось и на общих результатах его финансово-хозяйственной деятельности: вместо криминального «общака» деньги от реализации вазовской продукции, наконец, стали работать на АВТОВАЗ.