Бу Андерссон и Катерина Матушкова
Бу Андерссон покидает пост главы компании «АвтоВАЗ». Несмотря на то, что он не выполнил ряд требований контракта с концерном в части увеличения прибыли и доли рынка, многие автоэксперты сходятся во мнении, что шведский топ-менеджер попал в опалу из-за того, что проводил жесткую политику в отношении неэффективных поставщиков и уволил многих сотрудников с руководящих постов.
Начиная с конца «нулевых» Бу Андерссона в российской прессе называли не иначе, как «спасателем автопрома». Свою карьеру в России бывший вице-президент шведской автокомпании Saab и один из топ-менеджеров General Motors начал в 2009 году, когда возглавил национального автогиганта — группу ГАЗ.
Сам Андерссон в интервью американскому изданию The Wall Street Journal признался, что предложение поступило лично от миллиардера Олега Дерипаски, владельца холдинга «Русские машины», в состав которого входит ГАЗ. В свою очередь Дерипаска заявлял, что доверяет Андерссону «во всем, что касается автомобилей».
Работоспособность позволила Андерссону возродить убыточный ГАЗ, выручка которого уже в 2012 году составила почти 130 миллиардов рублей.
Таких же результатов от шведского управленца ждали и на посту руководителя «АвтоВАЗа». Однако, несмотря на былые успехи, аналитики прогнозировали, что Андерссон быстро откажется от работы с убыточным концерном.
Миссию реформатора Андерссон исполнял больше двух лет. Приступив к своим обязанностям в ноябре 2013 года, он начал проводить жесткую политику в отношении менеджерского состава и поставщиков «АвтоВАЗа», чем, по мнению экспертов, и вызвал недовольство у вышестоящего руководства.
Критиковали Андерссона и за методы оптимизации штата в рамках антикризисной программы предприятия. В частности, гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что «людей выгнали на улицу». В 2014 году численность штата сократили на 20 процентов, а в прошлом году — еще на 15 процентов.
Но самое главное, что ставят в вину экс-главе «АвтоВАЗа» — это неспособность вывести компанию из кризиса и увеличить прибыль. По итогам прошлого года потери компании составили 74 миллиарда рублей, а производство машин упало почти в два раза.
В своем недавнем интервью РБК Бу Андерссон отметил, что ему 60 лет, и «карьера подходит к завершению». Тем самым, дав понять, что уступает бразды правления следующему кандидату, имя которого станет известно 15 марта.
Автоэксперты в качестве основного претендента называют Винсента Кобе, нынешнего вице-президента Nissan, которому, в таком случае, придется опровергать сомнения аудитора «АвтоВАЗа» — компании Ernst&Young в дееспособности компании. В недавнем отчете указано, что «есть значительные сомнения в способности ОАО "АвтоВАЗ" продолжать свою деятельность непрерывно».