Пьеса, по которой состоялась постановка, была написана в 1998 году. Автором напрямую, «в лоб» не говорится, что действие происходит в Тольятти. Но читатель пьесы мог узнать некоторые упоминаемые там топонимы. Режиссер Дмитрий Квашко слегка усилил этот эффект. По сюжету герои истории в день празднования Дня города решают воспользоваться удивительным аттракционом – полетом на воздушном шаре. И вот тут-то с большой высоты им стали видны и Площадь свободы, и пробка на ГЭС, и много чего еще.
Автор с пониманием относился к тому, когда режиссеры при постановке так или иначе трансформировали его пьесы. А в произведениях Леванова 1990-х годов существует такой момент, как привязка к реалиям того времени. Поэтому в наши дни режиссеры, обращаясь к подобному материалу, стараются адаптировать произведение под сегодняшний день. К примеру, в пьесе герои упоминают события, случившиеся с ними 20 лет назад. Но ведь и пьеса написана почти 20 лет назад, поэтому сегодняшнего зрителя от тех упоминаемых событий отделяет уже 40 лет! Возможно, в будущем режиссеры будут править фактографию той или иной пьесы, дабы представить ее не как исторический материал, а как историю сегодняшнего дня.
Художник-постановщик спектакля Елена Климова придумала локальное пространство: герои находятся в гондоле воздушного шара, ведь все действие происходит в полете. Но в процессе развития сюжета это пространство трансформируется, поскольку персонажи оказываются привязаны не обязательно к какой-то конкретной точке. К тому же во время полета выясняется, что, возможно, судьбы героев когда-то пересекались. Перед нами – калейдоскоп типажей: это истеричка с несложившейся жизнью, пытающаяся вырваться из ненавистного города хотя бы путем полета, удаляющего ее от Земли, это депрессивный одинокий мужчина, склонный к суициду, и это инструктор на воздушном шаре, вся биография которого – это падения вниз головой то с колеса обозрения, то с крыши. К тому же в эту компанию по меньшей мере странных людей в один прекрасный момент попадают изобретатели воздушного шара братья Монгольфье (они же братья Люмьер, они же братья Черепановы, они же…).
В финале следует сделать необходимое пояснение, поскольку довелось услышать отзывы, что-то вроде: «Вы такие молодцы! На наших глазах рождается новый фестиваль! Теперь он будет проходить каждый год!» Нет, это разовый проект, который потребовал от театра больших усилий, никакого продолжения не будет. Дело в том, что материал для нынешней программы формировался с 2001 года (основная часть – с 2011 года). То есть за год, к следующему году, подготовить новую программу – нереально. А показывать прежнюю в таком же объеме – бессмысленно. Организовать тольяттинские театры, чтобы они подготовили блок спектаклей по пьесам Леванова – тоже нереально. Пригласить российские театры, в чьем репертуаре идут спектакли, связанные с именем Леванова – также немыслимо. Поскольку никто на это не выделяет и не собирается выделять средства. Молодежный драматический театр и без того уже является единственным в мире театром, в репертуаре которого имеются аж четыре спектакля по пьесам тольяттинского драматурга (один из них – адаптация западноевропейской пьесы). Так что театр не расстается с автором. Но подобные масштабные программы за свой счет осилит, пожалуй, лишь лет через 10, к следующему юбилею.
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod.ru