Кровавый передел Летопись «Железной войны»
За контроль над площадкой товарных автомобилей разворачивались вооруженные баталии
Тольяттинские бандитские группировки развернули баталии за контроль над вазовским конвейером и площадкой товарных автомобилей — а следовательно, и над отгрузкой машин. Но не менее лакомым куском для околовазовских кланов являлись и заводские производства, связанные с отгрузкой запасных частей к популярным малолитражкам. Суммы, получаемые криминальными структурами при работе с запчастями, вполне сравнимы, а порой и превышают прибыли от работы с товарными автомобилями. В связи с этим становится понятным, почему головной Центр запчастей ВАЗа (ГЦЗЧ) и Центр запчастей номер два (ЦЗЧ-2), куда от всех смежников завода стекаются детали к «жигулятам», уже четвертый год являются ареной жестоких схваток между враждующими группировками. Вполне авторитетные источники утверждают, что за это время вазовские «железки» унесли не менее полусотни бандитских жизней.
ГЦЗЧ так же стал ареной жестоких схваток
Двойное проникновение
Испокон века ГЦЗЧ считается вотчиной татарской группировки Шамиля Даниулова, которая ныне многими уже воспринимается как некий неотъемлемый придаток вазовской системы отгрузки деталей. Подобное мнение, возможно, объясняется тем, что попытки выжить Шамиля из империи запчастей предпринимались неоднократно, но всякий раз заканчивались одним и тем же. Конкуренты удалялись восвояси, унося с поля боя трупы погибших товарищей. Подобная непотопляемость Шамиля, очевидно, объясняется некоторыми качествами, присущими его группировке. Которая объединила в себе отвязанный бандитизм зрелых отморозков и размашистое воровство, плавно переходящее в цивилизованную коммерцию.
Первые, еще не вполне осмысленные попытки проникновения шамилевских бандитов в Центр запчастей относятся к 1992 году, когда только нарождающаяся организованная преступность потихонечку тырила с завода дефицитные детали. И пыталась контролировать занимающихся тем же промыслом рабочих. Однако бурное течение демократических реформ самым благотворным образом сказывалось на стремительном росте самосознания недавних уголовников. Шамиль достаточно быстро понял, что просто красть детали с завода — недостойно современного человека. И стал обкладывать данью несчастных коммерсантов, имеющих потребность приобрести запчасти в ГЦЗЧ. В результате любой покупатель, кроме официальной оплаты в кассу, обязан был отстегнуть долю и бандитской «крыше» (порядка 10% от стоимости товара). Что собственно и позволило «шамилёвским» гордо именовать себя рэкетирами и позиционировать гагстерами местного разлива.
Шамиль Даниулов достаточно быстро понял, что просто красть детали с завода — недостойно современного человека
Кураторство над ГЦЗЧ, в свою очередь, давало Шамилю возможность контролировать и существенную часть «железного» рынка, на котором продается около 80% всех реализуемых в Тольятти деталей. В результате еще один ручеек финансовых поступлений влился в «черную кассу» группировки.
Однако настоящего размаха шамилевская группировка достигла, когда к ней пришло осознание того, что торговать самому гораздо выгоднее, нежели получать проценты от чужой коммерческой деятельности. И группировка ринулась в большой бизнес. Коммерческие структуры, создаваемые бригадой, являли собой яркую иллюстрацию того, как криминальный капитал переходит в цивилизованный. Однако первенец шамилевской коммерческой инициативы, фирма «Ялкын», до конца переродиться в законопослушную организацию так и не успела. Потому что шестеро ее сотрудников во главе с генеральным директором были осуждены за бандитизм и заказные убийства.
«Ялкын». Из искры возгорится пламя.
О деятельности этой фирмы, учитывая ее роль в предстоящих военных действиях вокруг ГЦЗЧ, стоит рассказать подробнее. Она была основана 18 мая 1993 года Гакилем Исмаиловым и нищим алкоголиком Матвеем Железным. Кто выбирал название фирмы, нам достоверно неизвестно. Но ее звучное татарское название в переводе на русский означает «пламя». По документам, фирма должна была заниматься «формированием рынка товарами, продукцией и услугами». Правда, первые полгода фирма была заморожена. По официальной версии, у её учредителей не было денег. Хотя нам думается, что её хозяева просто не знали, как её использовать. Когда «Ялкын» наконец разморозили, официальная схема работы была примерно такой. Фирма выступала посредником между ВАЗом и его деловыми партнерами, которые в оплату своих услуг не могли получить с автогиганта ни денег, ни продукции. А «Ялкын», учитывая её влияние на ГЦЗЧ, могла, за что и получала 10 % от суммы каждого контракта. В частности, таким образом, шамилевская фирма работала с тольяттинским предприятием «Автотранспортник», которое обслуживало ВАЗ.
Постепенно деятельность «Ялкына» распространялась и на другие предприятия. По тому же принципу фирма работала с заводом «Синтезкаучук», участвуя в его взаимозачетах с ГАЗом и заводом «Киров-Шина». А ещё чуть позже «Ялкын» вышла на тольяттинский фондовый рынок и пытались скупать акции всё того же «Синтезкаучука» и Речпорта.
На первый взгляд, «Ялкын» была вполне законопослушной фирмой. Как удалось узнать в фискальных органах, все налоги коммерсанты платили вовремя и в полном объеме. Однако деятельность фирмы имела и оборотную, черную сторону. Все это время «Ялкын» являлась официальной «крышей» для незаконных операций, производимых шамилевской группировкой с вазовскими запчастями. Согласно оперативным данным, примерно половину оборота фирмы составляли деньги от реализации ворованных с ВАЗа деталей. Контролируя ГЦЗЧ, шамилевская братва имела доступ практически ко всему производству. Ворованные запчасти складировались на территории завода. А потом КАМАЗами «Ялкын» вывозила их на «железный» рынок, где детали оптом продавали с торговых точек. Поставив воровство на поток и превратив его в хорошо отлаженный бизнес, «Ялкын» получала сверхприбыли.
Примерно половину оборота фирмы «Ялкын» составляли деньги от реализации ворованных с ВАЗа деталей