Грязные методы
Американцы начали осознавать, что экономическим измором им ТоАЗ ни взять. В самые критические моменты этой войны Махлай просто-напросто останавливал агрегаты, а зарплату рабочим платил за счет прибыли от побочных производств, оказавшихся весьма кстати.
В самые критические моменты войны, Махлай просто-напросто останавливал агрегаты, а зарплату рабочим платил за счет прибыли от побочных производств.
И тогда «айбиишники» вновь прибегнули к тем методам, которые так часто помогали им решать проблемы по всему миру. То есть вновь обратили свои пристальные взоры к семье Махлая. В марте 1998 года Сергей Махлай, живший в Америке в штате Каролина, обратил внимание на то, что за ним, куда бы он ни направлялся, постоянно следует одна и та же машина. Потерпев слежку в течение трех дней, сын директора ТоАЗа сообщил о подозрительном автомобиле в полицию, та задержала преследователя, При досмотре при нем был найден кастет, российские и американские документы. Его машина была зарегистрирована в Нью-Йорке на чужое имя.
Махлаевские факсы в «Ай-Би-И». Один из них под звучным заголовком
«Ровт не может спать спокойно»
Однако этим они Махлая только еще больше разгневали. Тем хуже для «Ай-Би-И», судя по всему, большую часть своего боезапаса ее боссы израсходовали. Зато, по некоторым данным, уставший находиться в оборонительной позиции Махлай начал готовить планы наступления на «Ай-Би-И». Так сказать, врага надо бить на его территории.
В этом смысле весьма показательна фраза из махлаевского факса в «Ай-Би-И» под звучным заголовком «Ровт не может спать спокойно»: «Я-то отмоюсь. А вы будете искать точку в мире, где вам можно будет спрятаться».
Продолжение следовало
В 1998 году положение на «Тольяттиазоте» было нельзя назвать идеальным. Война еще никому не приносила пользы, а тем более война с таким сильным и изощренным противником как «Ай-Би-И». Махлаю, дабы не нарушить уже заключенные контракты, приходилось транспортировать аммиак в Одессу, платя Украине по новому, увеличившемуся вдвое тарифу. Завод при этом нес существенные убытки.
Не разрешилась до конца проблема с танкерами, перевозившими аммиак. Для чартерных рейсов было взято два судна, но их не хватало. Необходимо третье.
На нервы Махлая наверняка действовали и проверки, которые после публикации статьи в «Российской газете» проводили на заводе всевозможные организации.
Однако, несмотря на все усилия и происки врагов, завод работал, выполнял все свои договорные обязательства с зарубежными партнерами. Более того, Махлай разработал и приступил к реализации двухлетнего плана развития предприятия, который должен был сделать ТоАЗ окончательно независимым от самодурства украинских чиновников и недоступным для ухищрении любых международных мошенников и их высокооплачиваемых помощников.
Алексей Петров, Гамлет Оганесьянц, газета «Тольяттинское Обозрение», «Бюро расследования и аналитики», № 3, 1998 г. Фото из архива «ТО» и книги «Белая книга. Тольяттиазот против рейдеров» (издательский дом «Трибуна», 2007 г.)