Трехкомнатный броненосец.
TLTgorod начинает публиковать литературные произведения тольяттинца Сергея Минина: сборник рассказов «Трехкомнатный броненосец» и роман «Симулянты», которые изданы литературным агентством Вячеслава Смирнова (редактор Владимир Мисюк, художник Марина Шляпина). Начнем с рассказов.
Без сомнения, Сергей Минин — личность незаурядная. В лихие 90-е извилистая дорожка судьбы увела его (как, впрочем, и многих других искателей счастья) по тому направлению, которое привело его к проблемам с правоохранительными органами. В итоге тольяттинец провел немало лет в российских колониях за угоны машин. Но, даже находясь за решеткой, выпускник Московского Литературного института им. А. М. Горького не забывал о творчестве. Опыт, пусть и не всегда положительный, помог прозаику создать целый ряд произведений, насыщенных яркой фактурой.
Сергея Минина лихое времечко унесло от литературы не навсегда
Пожалуй, исчерпывающую характеристику книгам Минина в своем очерке дал известный российский прозаик Роман Сенчин в журнале «Литературная Россия»
...Очень много издаётся книг... назовём их так — на криминальную тему. Причём интересно, что тема эта делится на две почти изолированные половины: в одной речь идёт о бандитах, которые творят и творят преступления, а правоохранители их ловят и ловят, в другой же половине внимание авторов сконцентрировано на тюремном заключении людей, при этом большая часть зэков сидит, страдает, подвергается мучениям ни за что, пишет Сенчин. Оговоры, подставы, месть...
Вот об одной из таких книг — про людей в заключении — и хочется поговорить.
Роман называется «Симулянты». Его автор — Сергей Минин из Тольятти. Как и сборник рассказов «Трёхкомнатный броненосец», издало «Симулянтов» литературное агентство В. Смирнова, которое, в общем-то, в основном и представляет нам современных тольяттинских писателей, а также выпускает неординарный журнал «Город».
Об авторе «Симулянтов» в Интернете можно найти немало. Скажу только, что в начале 90-х он окончил Литературный институт, а потом лихое времечко закрутило и унесло начинающего прозаика далеко от литературы. Слава богу, не навсегда...
Стоит, наверное, уточнить, что роман автобиографический или даже, скорее, документальный (в виде одной из иллюстраций представлен ответ Европейского Суда по правам человека «г-ну МИНИНУ Сергею Михайловичу»). Но, с другой стороны, я лично (пока?) не знаком с описанными автором реалиями, не могу судить, велика ли в романе доля вымысла или нет. Впрочем, беллетристикой «Симулянтов» никак не назовёшь.
Это скорее записки увиденного или пережитого самим Мининым. Сочинитель наверняка от многого бы отказался, чтоб не мешало сюжету, кое-что заострил, чтобы читалось с большим интересом. А для тех, кто записывает действительно бывшее в жизни, важно всё, любая деталь. Потому, наверное, так сложно читать дневники даже литературно одарённых людей.
Усиливает ощущение того, что в книге действительно зафиксировано, а не придумано, додумано, воскрешено из глубин памяти, пометка в конце книги:
«Исправительные колонии 10 и 26, Самарская область, 2007–2009 гг.».
По утверждению автора, он писал куски будущего романа непосредственно в колонии и отправлял на волю под видом писем к матери.
Фабулу «Симулянтов» составляет небольшой временной отрезок длительного срока, который отбывает герой (отделим автора от героя, тем более что в романе, помимо героя-рассказчика, фигурирует некий Минин, второстепенный персонаж). Точнее, это даже ещё не срок, а следствие и суд.
«Зная по некоторому собирательному опыту о том, что противостоять российскому следственному и судебному произволу зачастую можно, только имея за плечами если не огнемёт, то хотя бы рюкзак, набитый деньгами, мы с моим товарищем по несчастью Серёгой Платоновым, будучи голью перекатной и не располагая таковыми, решили „закосить“ под психбольных, с которых, как известно, взятки гладки...»
Это первые строки романа, и, в общем-то, на протяжении почти трёх сотен страниц мы наблюдаем за попытками героя и его товарища по несчастью «закосить». Попытки закончились неудачей — судом, сроками и скорой отправкой в колонию...
В книге немало иронии и самоиронии, того особого юмора и острословия, что существуют лишь в неволе, замкнутом пространстве. Отлично эту особенность передают иллюстрации тольяттинской художницы и писательницы Марины Шляпиной. Этакая сдвинутая реальность внутри сверхреальных каменных стен.
Сергей Минин почти не упоминает о том, за что его герой оказался в заключении. Даёт понять, что если и были причины, то следствием они не доказаны, свидетельские показания притянуты за уши, факты противоречат друг другу... Эта нота, по-моему, очень верна: редко какой преступник станет признаваться в своих преступлениях и редко когда следствие может со стопроцентной вероятностью доказать то, что человек совершил преступление. И каждый борется за своё — подозреваемый за то, чтобы оказаться на свободе, следствие за то, чтобы подозреваемый был осуждён, не сорвался с крючка.
Почти на каждой странице присутствует густая тень индустрии нашей пенитенциарной системы. Циркуляция денег, продуктов, наркотиков, одежды... По сути, в современной российской тюрьме, как я заметил по многим книгам, можно жить почти как в номере неплохой гостиницы, питаться, как в ресторанчике. Но — нужны деньги. За любую мелочь нужно платить, иначе сгниёшь.
На обитателях СИЗО, тюрем, психбольниц, колоний, заслуженно они там находятся или нет, кормится и наживается огромное количество людей. И ожидать каких-либо реальных реформ этой системы (индустрии) не приходится. Зачем сверху улучшать быт заключённых, зачем давать минимальные или вовсе условные сроки? Быт заключённые наладят сами за свой и своих родных и близких счёт, и чем длиннее у них срок заключения, тем больше денег они засыплют в карман разным гражданинам начальникам.
Смотришь телевизор, слушаешь радио, открываешь газету — и повсюду видишь и слышишь: «Возбуждено уголовное дело... Взят под стражу... Задержан... Арестован... Этапирован...» Особенно в последние два-три года эти слова стали почти обязательными в новостных блоках, газетных передовицах. Может быть, действительно все аресты, задержания, все уголовные дела — по делу. Не исключаю такой возможности. Но ведь это страшно — вот не самые свежие данные: «По состоянию на 1 августа 2010 года в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации находилось 842,2 тыс. человек». Наверняка за два с небольшим года с тех пор село больше, чем вышло. А сколько потенциальных зэков — которых в любой момент могут арестовать — пока на свободе...
Так что ознакомиться с книгой Сергея Минина «Симулянты» рекомендую всем, независимо от пола и возраста. От сумы и от тюрьмы, как говорится, не зарекайся. Желательно читать с карандашом в руке, отмечать правильное поведение новичка, обычаи населения камер, слова, понятия, методы симуляции... Не исключено, что пригодится.
Сборник рассказов «Трехкомнатный броненосец»
Содержание: