Борис Абрамович знакомится со своей четвертой родиной
Путь Березовского к вершинам нынешнего экономического и политического благополучия пролегал через славный город Тольятти, а точнее, через Волжский автомобильный завод. Началось все с того, что на ВАЗе в 1986 году случились кадровые перемены. Был назначен новый генеральный директор — Владимир Васильевич Каданников, который, естественно, подтянул к рулю завода свою команду специалистов. Именно с этим периодом связано появление Бориса Абрамовича на автозаводе. По официальной версии, заведующему лабораторией института проблем управления Российской Академии наук Березовскому руководством ВАЗа была поручена разработка новых схем управления завода и оптимальной работы со смежниками.
Зам. гендиректора ВАЗа
Александр Зибарев стал
кандидатом экономических наук
благодаря Березовскому
Вполне вероятно, что молодой столичный доктор наук именно этим и занимался, однако злые языки обосновывают близость Бориса Абрамовича к вазовскому директорату иначе. Дело в том, что одним из привлеченных в команду Каданникова людей стал Александр Григорьевич Зибарев, который занял должность заместителя генерального директора. До своего назначения Зибарев работал начальником одного из производств и, по словам знавших его в то время людей, исключительными экономическими познаниями не блистал. А знания в такой науке как экономика, на новом посту были просто необходимы. Ведь новый заместитель генерального директора был теперь ответственен за сбыт сотен тысяч автомобилей. Чтобы разрешить это противоречие, Александр Зибарев отправился в Московский институт проблем управления при АН РФ.
Судя по тому, в какие сроки Александр Григорьевич наваял и защитил кандидатскую диссертацию, он обладал способностями никак не меньшими, чем Михайло Ломоносов. Впрочем, зибаревские недоброжелатели утверждают, что своими научными достижениями он прежде всего обязан своему научному руководителю, коим являлся, как вы уже, наверное, догадались, будущий президент ЛогоВАЗа Борис Березовский. Одним словом, заместитель генерального директора ВАЗа Зибарев стал кандидатом экономических наук, а у Бориса Абрамовича начался период пылкой дружбы с генералитетом автозавода.
Довольно продолжительное время эта дружба не могла принести Борису Абрамовичу реальных материальных благ. Лишь в 1992 году, с приходом к власти Гайдара, а в Россию — дикого капитализма, появилась реальная возможность внедрить в жизнь лозунг ВКП (б) времен НЭПа-"Обогащайтесь!!!«. Следуя этому призыву, руководство автозавода восприняло близко к сердцу идею Березовского о создании некоей коммерческой структуры, которая должна была «оказывать заводу помощь в операциях с ценными бумагами, внедрении новых технологий и ведении финансовых операций». Родившаяся фирма получила имя «ЛогоВАЗ». Это выглядело тем более символично, что название новой фирмы совпадало с аббревиатурой заглавия зибаревско-березовской диссертации «Логические системы управления ВАЗом».
Название новой фирмы совпадало
с аббревиатурой заглавия
зибаревско-березовской диссертации
«Логические системы управления ВАЗом»
Руководство автозавода рассматривало ЛогоВАЗ как росток новой дилерской сети автогиганта и рассчитывало с его помощью опробовать новый метод продажи автомобилей — так называемые консигнационные поставки. Смысл этого метода заключался в том, что машины отдавались фирме на реализацию, а возврат денег на завод производился лишь после продажи автомобилей. В 1993 году ЛогоВАЗ был единственным дилером, получившим эксклюзивные права на консигнационные сделки с автозаводом.
Президентом ЛогоВАЗа стал Борис Абрамович Березовский, председателем совета директоров Александр Григорьевич Зибарев, а места в совете заняли другие заместители генерального, вкупе с самим Каданниковым. Впоследствии, правда, Владимир Васильевич, хорошенько подумав, вытеснил Зиборева с председательского места и лично возглавил совет директоров.