Милиция против гангстеров
До последнего времени на радость тольяттинскому криминалитету между их главными противниками — криминальной милицией УВД города и 6-м отделом (отделом по организованной преступности) — существовала давняя вражда. Каждая сторона считала свой вклад в борьбу с преступными группировками более весомым, конфликты выливались в откровения перед прессой. После чего появились недвусмысленные обвинения руководства УВД Тольятти в поголовной коррупции, «своих долях» на ВАЗе и связях с криминальными структурами. Всему бандитскому сообществу в Тольятти эта драчка и взаимное обливание помоями доставляли чрезвычайное удовольствие.
Молодых парней привлекли романтикой: СОБР, маски-пулеметы, бряцание оружием
Сыщики из угрозыска о тольяттинском отделе по борьбе с организованной преступностью рассказывают так. Мол, набрали молодых парней, привлекли романтикой: СОБР, маски-пулеметы, бряцание оружием. А ребята молодые, профессиональная подготовка, квалификация — ниже средней. Отсюда и осечки, сбои, погрешности в работе. За два года три начальника отдела сменилось.
Петр Требунских, начальник
УВД Тольятти
Сейчас конфликт между структурами исчерпан. На начальника УВД Тольятти полковника Петра Требунских возложено общее руководство всеми правоохранительными структурами в затяжной операции против преступных группировок.
На «АвтоВАЗе» есть собственный отдел внутренних дел численностью 155 человек. Среди 48 отделов внутренних дел Самарской области вазовская милиция по количеству зарегистрированных преступлений занимает седьмое место. В прошлом году по заводу было зарегистрировано более 1700 преступлений, из них 85 процентов составляют кражи, в том числе и личного имущества. Убытки за 1997 год составляют около 90 миллиардов рублей. Как правило, два-три раза в неделю предотвращаются крупные кражи на сумму 300 — 400 миллионов. Часто по сговору с охраной украденные запчасти вывозят даже машинами. Выносят и на себе.
Начальник криминальной милиции ВАЗа Вадим Козлов имеет свой взгляд на недавние события:
— К 1995 году криминальные структуры проникли в технологию, и весь сбыт шел под их контролем. Они поделили сбыт автомобилей, запчастей, они уже вплотную руководили отгрузкой. Руководство ВАЗа в связи с «уголовно-экономической ситуацией» на заводе было вынуждено пойти на уступки. Чисто житейская логика подсказывает, что лучше уступить часть, чем потерять все. И согласились пустить представителей «фирм» на территорию ВАЗа. Им выписали годичные пропуска для беспрепятственного прохода, стоил он вполне официально пять миллионов рублей. Назывались эти «скромные» поборы «оформлением пропуска».
На АВТОВАЗе есть собственный отдел внутренних дел численностью 155 человек
Руководство ВАЗа в связи с «уголовно-экономической ситуацией» на заводе было вынуждено пойти на уступки. И согласились пустить представителей «фирм» на территорию ВАЗа.
Сначала их получили пять человек, потом — десять. К октябрю 1997 года таких «фирмачей», связанных с преступными группировками, было на заводе уже двести тридцать. Им выделили определенные площадки, где бы они могли ставить приобретенные машины. Представители этих «фирм» когда-то работали на заводе, отлично знали технологию, но деньги, которые зарабатывали, шли полностью в криминальные структуры. Бывало, агентов задерживали. Но не более чем на сутки. Милиция против них была бессильна. Суммы крутились астрономические: в месяц порядка 60–80 миллиардов рублей. Расплата с работниками ВАЗа шла только наличкой.
Операции по чистке посторонних «элементов»
проводились три-четыре раза в месяц
Почему не вмешивались городское УВД, отдел милиции на ВАЗе? По словам Козлова, операции по чистке посторонних «элементов» проводились три-четыре раза в месяц. Задерживали и проверяли всех представителей фирм.
— Но когда человек официально покупает пропуск в администрации завода — как поступишь? Мы пытались их изолировать. Они нам известны, все на учете. Представители не менее 16 крупных и нескольких мелких криминальных группировок ежедневно толклись на заводе. Вмешательство в технологию, подкуп руководителей среднего звена, «рулеж» чужаками, то есть перегонка машин по заводу, стали обыденным явлением. «Агенты» тихо и исправно платили наличкой. А тех, кто пытался защитить «честь вазовца», предупреждали бескомпромиссно. Так поплатился своей головой начальник транспортного цеха Болотов, который не давал разворовывать дефицитные запчасти.
Максимум, что могла сделать милиция, — задержать «агента», вывести с территории завода и изъять у него пропуск. Но этот пропуск сотрудники органов внутренних дел обязаны были вернуть в заводское бюро пропусков. А оттуда пропуск возвращался владельцу.
Если представители фирм уйдут, то остановится отгрузка. В их руках автовозы
Приезжали на завод и представители УВД Тольятти, УВД Самарской области, особенно когда между группировками вспыхивали перестрелки из-за споров по вазовским делам, отгрузке автомобилей. Чтоб удержать ситуацию под контролем, милицейское руководство спешно направляло на завод подразделение ОМОНа. Устраивались тотальные проверки. Но полностью очистить территорию не удавалось. Руководство завода заявляло о своих интересах: «Если представители фирм уйдут, то остановится отгрузка. В их руках сосредоточены автовозы». В свое время ВАЗ непродуманно отказался от своей транспортировки, отдав все свои автовозы различным фирмам. В пиковой ситуации во время одной из милицейских акций фирмы два дня саботировали отгрузку, и ни один автовоз не выехал за ворота.