Куликовская битва за «АВТОВАЗ»
План мероприятий был утвержден
Виктором Черномырдиным
Первого октября из Москвы неожиданно приехала межведомственная следственная группа МВД, ГТК и налоговой полиции. Вместе со своим СОБРом. Москвичи провели широкомасштабную операцию под названием «Циклон». И лед, что называется, тронулся.
Заводское руководство постепенно пришло к выводу, что надо менять внутреннюю политику. Невзирая на угрозу остановки конвейера, саботажа, руководители ВАЗа согласились с предложениями московской группы, которую возглавлял заместитель начальника Главного управления по организованной преступности Валерий Серебряков. Тем более что план мероприятий был подписан вице-премьером А. Куликовым и утвержден В. Черномырдиным.
На первом этапе операции вся масса «коммерческих директоров», «коммерческих представителей», «снабженцев» была выдворена за территорию завода, изъято более 60 спецпропусков для руководства, которые давали право на выезд автомобилей без досмотра. Выяснилось, что водители, другие приближенные иногда использовали их для совершения краж, вывоза деталей и запчастей.
Сотрудники милиции обнаружили на площадках около
500 автомобилей
Сотрудники милиции обнаружили на площадках около 500 запертых автомобилей, ключи и карточки от которых уже были распределены и припрятаны. Пришлось срубать замки, ставить новые, придавать машинам товарный вид. Как выяснилось, эти автомобили вообще не числились в документах. Информацию о выпускаемых машинах «подтирали» в компьютерах, и таким образом часть продукции уходила неучтенной.
В первые дни операции начался открытый саботаж и со стороны работников завода: несколько раз «выключался» головной компьютер, обеспечивающий операции по сборке, «останавливался» конвейер. Автовозчики не вывозили машины, рабочие «отбывали номер».
Следователям сразу стало понятно, что отчетность в ряде случаев намеренно запутана, а кое-какие документы вообще исчезли, что многие из руководящих работников ВАЗа либо сами учреждали посреднические компании, либо в них исправно трудились их родственники. Автомобили они получали с существенными скидками.
Авторство гениального изобретения
приписывают Борису Березовскому
Еще одна ловкая операция позволяла обворовывать завод на многие миллиарды рублей. Это так называемый реэкспорт. Авторство этого простого, но гениального изобретения приписывают хозяину «ЛогоВАЗа» Борису Березовскому. Известно, что автогигант и сейчас упорно держится за экспортные поставки, ради престижа ценой больших жертв пытается сохранить оставшуюся торговую сеть за рубежом. Экспортные «Жигули» продаются почти в два раза ниже номинала, по 3–4 тысячи долларов. Документы на такие машины оформляются как для вывоза за границу. Реально же для многих автомобилей «путешествие» за границу остается на бумаге. Некоторые возвращаются непроданными. Завод получает экспортную цену, а остальное присваивают ловкие дилеры. Ежегодно на реэкспорте завод терял не менее 160 миллионов долларов. Более 300 миллионов долларов задолжали ВАЗу за автомобили, которые до сих пор не могут реализовать за границей.
Еще более простым способом хищения денег являлся бартер. Как известно, большинство комплектующих деталей предприятие не производит. Между ВАЗом и поставщиками действовали фирмы-посредники. Все были заинтересованы, чтобы дешевле получить свой товар. И договаривались: одни получали детали по сниженным ценам, другие в обмен имели «уцененные» новые «Жигули». Разницу делили между партнерами.
Преступные группировки, после того как их потеснили, стали пробиваться в снабженческие структуры. Ущемлены были интересы и некоторых руководителей завода, имевших связи с криминалитетом и качавших большие деньги. Сейчас они втихую пытаются саботировать нововведения.
АВТОВАЗ работает по плану, никто не вмешивается в технологию
Преступные группировки, после того как их потеснили, стали пробиваться в снабженческие структуры. Ущемлены были интересы и некоторых руководителей завода, имевших связи с криминалитетом.
Грозные предупреждения, что без «фирмачей», без криминальной системы обеспечения производства завод остановится, не сбылись. Все стало на свои места. «АвтоВАЗ» работает по плану, никто не вмешивается в технологию.
Недавно в помощь двум взводам отдела внутренних дел на ВАЗе выделили 40 тольяттинских омоновцев. Патрулируются те места, где машины могут уйти «налево», где могут вмешиваться в технологию. С начала нового года заменили пропуска, и последние «фирмачи» потеряли возможность проникать на завод. Начальником управления охраны ВАЗа назначен бывший начальник Автозаводского РОВД Уточкин, не понаслышке знающий местные проблемы.
Бандиты остались не у дел... Но в «сказочке» про автозавод еще далеко до счастливого конца. Небо над гигантом — в рваных тучах.