81-й цех: выгодная, но опасная работа
Анатолий Королев родился в 1950 году. После окончания автомобильного факультета Тольяттинского политехнического института он устроился работать на ВАЗ в управление главного конструктора. Проработав в УГК более десяти лет, перевелся на работу в 81-й цех производственного управления ВАЗа, заняв там должность мастера. В начале 90-х годов в этом цехе была произведена реорганизация. Он был поделен на цех 81/1 и цех 81/2. Тогда-то Анатолий Иванович Королев и стал сменным заместителем начальника цеха 81/1.
Доходило до того, что не заводское начальство, а именно братва указывала рабочим, как и что устанавливать на идущий по конвейеру автомобиль.
К этому времени городские преступные сообщества уже окончательно утвердились на автогиганте и контролировали львиную долю отгружаемой с завода продукции. Правда, как мы уже сказали, делали это сами бандиты, которые непостижимым для простого обывателя образом добывали себе вазовские пропуска и в буквальном смысле «паслись» на главном конвейере. Доходило до того, что не заводское начальство, а именно братва указывала рабочим, как и что устанавливать на идущий по конвейеру автомобиль. Тогда от бандитов зависело все — от комплектации до цвета будущего железного коня. Каждая группировка метила «свои автомобили» либо «ярлычком», который клеился на лобовое стекло машины и на котором красовалось название подконтрольной фирмы, либо рисуя краской на лобовом стекле новенького авто определенную букву.
Бандиты стали искать доступ в сердца
диспетчеров ПДБ
Однако в 1997 году на ВАЗе началась милицейская операция «Циклон». Тогда московские милиционеры при поддержке тольяттиского ОМОНа и СОБРа разогнали «пасущуюся» на конвейере братву, отобрав у нее заводские пропуска. Кроме того, все вопросы, связанные с комплектацией автомобилей, были переданы в планово-диспетчерское бюро завода. В ПДБ данные о внешнем облике будущего автомобиля стали заноситься в компьютер, что по идее вазовского руководства должно было лишить бандитов возможности диктовать свои условия на конвейере.
В связи с этими двумя событиями преступным группировкам пришлось «реорганизовать» свою деятельность на ВАЗе. Бандиты перестали мельтешить на заводе. Они стали искать доступ в сердца диспетчеров ПДБ. И, надо отдать им должное, быстро его нашли.
Ибо какой диспетчер сможет удержаться от соблазна, если ему предлагают двойной заводской оклад всего лишь за то, чтобы он выносил за заводские ворота распечатку комплектации и модельного ряда тех автомобилей, которые пройдут по конвейеру завтра? Естественно, что сведения из ПДБ стали оказываться на руках у бандитов едва ли не раньше, нежели у самих руководителей завода.
Бандитам, имеющим на руках данные из бюро, оставалось делить автомобили в соответствии с имеющейся информацией и контролировать отгрузку «своих» автомобилей в «свои» клетки. А поскольку братву с завода выгнали злые «менты», то процесс отслеживания сходящих с конвейера авто и их перегонку в нужное место пришлось поручить непосредственно работникам завода. А кто лучше всего может проконтролировать отгрузку, нежели служащий 81-го цеха, который за эту самую отгрузку и отвечает. Поэтому-то в последние 2-3 года работа в 81-м цехе стала считаться на заводе едва ли не самой денежной и престижной. Впрочем, при этом она стала еще и очень опасной.
Работа в 81-м цехе стала считаться на заводе едва ли не самой престижной
До 1997 года сходящие с конвейера автомобили тольяттинские бандиты время от времени воровали друг у друга, переклеивая ярлычки или стирая метки. Из-за этого и вспыхивали в Тольятти бандитские войны. Но разборки по этому поводу проводились между самими же бандитами и гибли в этих разборках именно они.
Ныне же ответственность за доставку «нужного» количества машин «нужной» комплектации в «нужное» место лежит на «нанятых» преступными группировками работниках 81-го цеха. И ответ перед братвой в случае возникновения проблем тоже приходится держать им. А спрашивает братва очень и очень строго...