Секретное донесение генералу
Генерал Андрейкин был в курсе беспредела,
творящегося на ВАЗе
Вследствие последних кадровых перестановок в областном УВД появилась возможность представить на всеобщее обозрение секретную докладную записку одного из начальников тольяттинской милиции начальнику УВД Самарской области генералу-лейтенанту Анатолию Андрейкину. Докладная записка датирована летом 1997 года и подробно описывает расклад криминальных группировок, сложившийся в городе на то время. И как ни странно, представленные в ней факты подтверждают информацию о криминальных разборках, которая была опубликована в газете «Тольяттинское обозрение». Складывается впечатление, что прежде чем писать совершенно секретную записку, ее автор внимательно изучил подшивку «ТО»...
Судите сами.
Справка о криминальной обстановке на АО «АВТОВАЗ» (лексика соблюдена)
В соответствии с принятой технологией на ВАЗе из ПЭО (производственно-экономический отдел) СКП в ПДБ (планово-диспетчерское бюро) СКП на месяц спускается задание, сколько моделей, каких комплектаций и каких цветов надо отправить на сборку. В ПДБ согласно этому плану ежегодно составляется план запуска автомашин и кузовов. На каждый кузов, подвешенный на конвейер, имеется карта сборки, в которой написано, какая комплектация, и в зависимости от этого код отгрузки на данную автомашину (код отгрузки на сегодняшний день имеют экспортные автомашины; автомашины, идущие на погашение долгов всех видов бюджетов). Далее, после схода с конвейера в цехе 43-3 СКП (сборочно-кузовное производство) автомашины передаются в цех 46-1 на испытание, после испытаний водителями-испытателями автомашины передаются в цех 81-1ПУ (производственное управление), где данную автомашину комплектуют ЗИП и согласно коду отгрузки он должен ставиться работником цеха 81-1ПУ на открытую площадку товарных автомашин, откуда впоследствии автомашины согласно плану отгрузки, который составляется ежедневно руководством цеха 81, перегоняются либо на автовозную площадку, либо в цех для отгрузки на ж/д.
На сегодняшний день ОПФ (организованные преступные формирования), которые отгружают машины на фирмы, имеют по 8 «клеток» в каждой смене, то есть, все выпускаемые автомашины поделены условно на 16 равных долей. Под деление не попадают только те автомашины, которые идут с определенным кодом отгрузки. Каждая ОПГ (организованная преступная группировка), имеющая долю, знает свои автомашины (данные о запуске они берут ежедневно в ПДБ) и на автомашины ставит свои определенные метки. Водитель-испытатель цеха 46-1СКП, взяв машину и видя метку, знает, что эту автомашину нужно поставить в определенную карту на открытой площадке (все карты руководством ВАЗа поделены официально между фирмами- ОПГ). Водитель, отогнав машину в карту (старается это делать в обход технологии, то есть, минуя цех 81-1 напольный конвейер), записывает номер кузова, в конце смены он предъявляет список номеров кузовов, какие поставил на карту, члену той или иной ОПГ (кому принадлежит данная карта), и получает от него наличными деньги в размере от 15 до 30 тысяч рублей. Нарушение технологии идет в связи с тем, что водитель перегоняет автомобиль в цех 81-1 на напольный конвейер, а там другой водитель цеха 81-1 перегоняет ее на карту, в связи с этим водитель-испытатель цеха 46-1 остается без денег. Так же деньги получают водители цеха 81-1, которые работают непосредственно по отгрузке, они перегоняют автомашины из карт на автовозную площадку, получая за это 10 тысяч рублей.
В основном конфликтные ситуации возникают в трех местах:
- В ПДБ, когда в общем списке автомашин начинаются исправления той или иной группировкой, которую не устраивает деление на 16 долей, начинается передел этих автомашин вживую при сходе с конвейера.
- Когда некоторые автомашины доходят до конца технологии, то есть, до напольного конвейера цеха 81-1, и там представители ОПГ, не учитывая метки автомашин, просто воруют друг у друга.
- Когда по заданию руководства ВАЗа автомобили централизованно отгружаются каким-то срочным поставщикам с привлечением милиции и службы безопасности ВАЗа, тогда свободных автомашин остается мало и происходит передел на сходе с конвейера.
Если принять во внимание, что на сегодняшний день основную часть автомашин забирают фирмы г. Тольятти, то есть, сложилась сеть постоянных дилеров, то согласно используемой технологии можно кодировать все автомашины, присвоив код каждой фирме. Тогда распределение автомашин будет происходить планово до их запуска, не будет необходимости делить автомашины на конвейере, автомашины согласно технологии попадут в ту или иную карту без вмешательства членов ОПГ, а оттуда согласно плану автомашины будут отгружаться. ОПГ смогут повлиять на распределение автомашин только на стадии их кодирования.
Руководством завода рассмотрена такая схема работы, и на сегодняшний день принято решение перейти к ней. То есть за территорией завода рядом с его периметром к ноябрю 1997 года будет построена открытая площадка для отстоя автомашин, идущих на реализацию в Тольятти и Самару. Площадка будет вмещать 1200 автомашин. С ее вводом все пропуска на территорию лицам из числа ОПГ будут аннулированы, то есть, допуск лиц из числа ОПГ на завод будет закрыт.
В противовес ассоциации дилеров
АО «АВТОВАЗ» Владимир Вдовин
(Напарник) создал новую ассоциацию
Реально влиять на распределение автомашин ОПГ могут только через лиц из числа руководителей подразделений ВАЗа, занимающихся отгрузкой автомашин. В связи с этим необходимо уже сейчас предусмотреть это и работать с данной категорией руководителей. Потеряв контроль над распределением автомашин на стадии отгрузки, ОПГ будут стремиться осуществлять контроль над новой площадкой. В данное время эту работу они начинают. В городе в противовес ассоциации дилеров АО «АВТОВАЗ», в которую входят многие фирмы г. Тольятти и других городов, ОПГ Вдовина В. создали новую ассоциацию дилеров г. Тольятти, в которую на сегодняшний день вошли около двадцати фирм, почти все они находятся под влиянием ОПГ Вдовина. Данная ассоциация находит поддержку у руководства завода, так как в ряде фирм есть «интересы» некоторых руководителей. На строительство новой площадки данная ассоциация уже перевела большую сумму денег. Таким образом, установив контроль над новой площадкой, ОПГ Вдовина и примкнувшие к ним другие ОПГ будут иметь полный контроль над распределением автомашин. Фирмы, которые находятся под влиянием ОПГ, противостоящие Вдовину, в эту ассоциацию не вступают. В связи с этим на данном этапе необходимо организовать работу, чтобы не допустить единоличного влияния Вдовина.
Полностью отстранить ОПГ от влияния на процесс распределения автомашин на сегодняшний день невозможно, так как завод напрямую зависит от реализации машин в г. Тольятти и в г. Самаре, процесс поступления денег от продажи автомашин очень короткий и выгоден автозаводу.
На данный момент необходимо не допускать ОПГ на новую открытую площадку, так как это приведет к новым конфликтам ОПГ.
Приложение к справке по криминальной обстановке на АО «АВТОВАЗ» (лексика соблюдена)
Оригинал того самого приложения
к справке о ситуации на ВАЗе
1990 г. — начало 1992 г.
ВАЗ производит реализацию автомобилей через сеть магазинов СТО САЦ по спискам работников предприятия. Каждый магазин закреплен за группировкой, которая в свою очередь контролируется Вдовиным или Рузляевым. Спрос на определенную машину комплектации и цвета порождает возникновение распределительного звена — Карапетян (Вова Армян), который регулирует спрос автомашин и их поступление в сеть магазинов, что, в свою очередь, регулирует или нагнетает отношения между группировками, формирует их численность и финансовое влияние в городе.
1991 — 1992 гг.
Формируются предприятия, отрабатывающие договоры между ВАЗом и заводами-поставщиками. В зависимости от объема реализованных автомобилей, возврата денег на ВАЗ, в числе постоянных партнеров ВАЗа появляются предприятия, которые прочно закрепляются на автомобильном рынке, начинают между собой «распределять» автомобили, дабы не быть должником ВАЗа и своевременно зарабатывать себе прибыль, не срывая графика платежей на ВАЗ. Отношения между фирмами пока под собой ничего враждебного не имеют.
Но прибыль предприятия должна увеличивать авторитет, финансовую и численную силу группировок. В результате рождаются конфликты, происходит передел сфер влияния, перераспределение автофирм между группировками, которые в свою очередь объединяются по принципу: Вдовин или Рузляев.
ОПГ объединяются по принципу: Вдовин или Рузляев
Этот же принцип соблюдается при разделе отгрузки выпускаемых автомобилей. Одна смена состоит из фирм, в большинстве своем контролируемых Вдовиным, другая смена объединяет фирмы, подконтрольные Рузляеву. В смене Рузляева отстаивает свои независимые позиции ООО «Слафт», работающее с охранным предприятием «Континенталь» и имеющее равную долю автомобилей, отгружаемых в смену с Рузляевым. По мере освобождения из мест лишения свободы определенных лиц у определенных лиц происходит переориентация относительно той или иной группировки, появляется желание иметь свое участие в распределении автомобилей. Что осложняет распределение продукции ВАЗа и создает условия для перераспределения сил на отгрузке автомобилей.
В результате переговоров и стрельбы ранее работавшим на автовозной площадке по отгрузке автомобилей Вдовину и Рузляеву приходиться делиться на бригады, которые они контролируют, и предоставить им автономию, что позволяет закрепиться в городе некоторым авторитетам автобизнеса: Ильченко (Игривый), Рудик, Вова Армян, Купеев, Шамиль, вынуждает их считаться с независимостью «Августа» и «Слафта», и смотреть сжав зубы на незаконные деяния некоторых милицейских чинов, совершаемые ради собственного обогащения, которые ущемляют интересы всех фирм, отгружая автомобили на фирмам, которые платят милиционерам.
1992 — 1994 гг.
Вдовин окружает себя лидерами следующих тольяттинских группировок: Шамиль, Бурый, Шейкин, Юрий Быков, Никита, Мирон, Сулейман-татарин, Андрон, Фокс.
Соратниками Рузляева становятся: Мочалкин, Неверов, Сирота, Купеев, Ильченко.
В целях самостоятельного контроля за количеством отгружаемых автомобилей их распределяли по рядам на автовозной площадке. Однако автомобили стали исчезать благодаря милиционерам — помощникам некоторых фирм. При сходе с главного конвейера и нарушении технологического процесса оставались на территории ВАЗа для переадресовки заинтересованным фирмам.
1995 — 1996 гг.
Чтобы ликвидировать этот пробел, представители фирм, отвечающие за комплектацию своевременности отгрузки, договорились в целях контроля производить запись номера запуска на ПДБ. Конфликтные ситуации между группировками, как правило, стали завершаться стрельбой и жертвами как с одной, так и с другой стороны.
Среди заявивших свои претензии
уверенно обозначался
Шамад Бисултанов
Но некоторые представители не принимали участия в «боевых действиях», а только их финансировали, сами же оставались в стороне. Таким образом поступал Игорь Ильченко, он же Банщик, он же Игривый. Он систематически финансировал Рузляева через посредников. Когда же войны затихли, появились новые претенденты на долю отгрузок автомобилей с ВАЗа. Среди заявивших свои претензии уверенно обозначался Шамад Бисултанов, который пытался противопоставить себя Ильченко, но опасаясь огласки своего участия в бойне, примирился с этим. Таким образом, Шамад стал самостоятельно отгружать автомобили на свои фирмы, исполнителем — «старшим по отгрузке» стал Султан.
Вдовин понимал, что Рузляев получил нового союзника, и решил посеять смуту в смене Рузляева. Для этого были избраны «патриотические чувства» русскоязычных группировок — союзников Вдовина, и обласкивание Ильченко как основного смутоносителя в среде Рузляева.
Вдовин проявлял активные действия на ВАЗе с конца 1996 по март 1997 года. В это время Рузляев оказывается под колпаком милиции по «рязанскому делу». Изоляция Рузляева позволяла Ильченко исполнить свою желанную мечту — заполучить «Волга-Сервис» в полное подчинение, так как Ильченко имел 50 % доходов от отгружаемых автомобилей и с доли «Волга-Сервис», а 50 % имел Рузляев. Прибыль, получаемую «Волга-Сервисом» за деятельность в качестве «крыши» имел только Рузляев.
Понимая это, Вдовин начинает притеснять рузляевские фирмы через отгрузку действиями Ильченко, так как только Ильченко продолжал суетиться о долях по отгрузке. Остальным всего хватало, и никто из них не хотел бойни.
Ильченко (Игривого) обласкивали
как основного смутоносителя
в среде Рузляева
Со стороны Рузляева сторонниками мира активно выступал Мочалкин А., которого вскоре убили. Действия же Ильченко очень всем напоминали подстрекательство к бойне, а так как превосходство сил было явно на стороне Вдовина (финансовое и численное), сторонники Рузляева предъявляли претензии к «купеевским», поддерживающим Ильченко, которому вменялось пособничество Вдовину. Итог обозначился вскоре.
Очень удобно в этой игре сложилась для заинтересованных лиц ситуация с независимыми предприятиями «Слафт» и «Континенталь», которым было предложено перейти грузиться в смену Вдовина, что позволяло ему укрепить свои позиции в отгрузке, а в смене Рузляева обозначились бы резкие послабления и выделение Ильченко, с которым разделать не представляло большого труда, что затем позволяло Вдовину стать единоличным хозяином на ВАЗе.
На отказ по переходу в смену Вдовина «Слафт» и «Континенталь» запускается история по слиянию этих фирм с «чеченскими деньгами» на «русско-чеченскую войну». Благо, присутствуют детали, которые можно обеспечить «соусом», необходимым для наличия коррупции и элементов преступности, а там пожинайте результат, господа работники правоохранительных органов.
Тот, кто просчитывает ситуацию, сложившуюся вокруг ВАЗа, видит, что из этого следует: Вдовин оказался на гребне волны, Рузляев «вне закона», «чеченцев» гнать из города, а РУВД теряет помощников, вкладывающих безвозмездно в борьбу с преступностью свои прибыли.
«ТО», «Бюро расследования и аналитики», № 5 (15) май 1998 года и № 16 (26) от 2 ноября 1998 года