Известный в Тольятти
предприниматель Олег
Абрамов — большой знаток
реэкспортных схем
В целом ситуация с экспортными поставками АВТОВАЗа (в том числе в отношении возврата средств) была еще хуже, чем с дилерами внутри страны. В декабре 1996 г. хорошо знакомый с ситуацией на предприятии А. И. Ясинский выступил в местной газете «Площадь Свободы» с резкой критикой заводского руководства за продолжение экономически невыгодного экспорта машин, который в условиях «долговой кабалы» просто губителен для ВАЗа. По словам Ясинского, будучи высокорентабельным в начале 1990-х гг. из-за разницы рубля к доллару, уже в 1995-1996 гг. экспорт заводских машин стал приносить заводу лишь громадные убытки — до 1 трлн. руб. ежегодно. Но, несмотря на это, менеджмент АО упорно продолжал заключать невыгодные зарубежные контракты, предусматривающие к тому же значительную отсрочку платежа. Зачастую АВТОВАЗ и вовсе не получал денег от иностранных партнеров и вынужден был просто списывать громадные дебиторские задолженности как безнадежные. Чем невыгоднее была сделка для АВТОВАЗа, тем большую прибыль получали его зарубежные партнеры. При этом ни один заводской руководитель не был наказан за просчеты, — удивлялся Ясинский. «В чем причины такого положения?», — спрашивал он, и сам же отвечал: дело в порочности схемы перекрестного владения, ведь и руководители ВАЗа, и его основные акционеры — АФК и AVVA, — это в действительности все те же самые люди. «Сам себе преступник, сам себе судья, — резко писал Ясинский, всерьез опасавшийся окончательного банкротства и гибели АВТОВАЗа. — ...Нужен толчок, чтобы прервать создавшиеся цепочки кумовства, нарушить атмосферу вседозволенности и всепрощения».
Хозяева AVVA — сами себе преступники, сам себе судьи
Легкость, с которой ответственные лица АВТОВАЗа отдавали машины в руки фирм без соблюдения положенной процедуры проверки их юридической и финансовой состоятельности, а также без предоплаты, была очень подозрительной.
Следует отметить, что во второй половине 1990-х гг. борьба заводского руководства с недобросовестными дилерами продолжилась, причем ее результаты снова оказались не в пользу АВТОВАЗа. В частности, в 2000 г. Федеральной службой налоговой полиции было установлено, что в период 1996-1999 гг. из отданной на реализацию дилерам продукции завод так и не получил до 660 млн. долл. Когда же налоговые полицейские стали разбираться с этими дилерскими фирмами, то оказалось, что большая их часть является фиктивными. Легкость, с которой ответственные лица АВТОВАЗа отдавали машины в руки фирм без соблюдения положенной процедуры проверки их юридической и финансовой состоятельности, а также без предоплаты, была очень подозрительной.