Шейхи размножаются. Делением и почкованием
Олег Абрамов выкупил знаменитый дворец князей Юсуповых
в Ялте
Ha сегодняшний день трудно установить, сколько всего денег удалось наварить Абрамову и Ульянченко на этой реэкспортной схеме. Действовала она с 1994 по 1998 годы. В этот период цена одного автомобиля, отправляемого ВАЗом на внешний рынок, составляла в среднем 3,5 – 4 тысячи долларов. На внутреннем же рынке она колебалась от 5 до 6 тысяч «баксов». Так что предприимчивые реэкспортеры «наваривали» на каждой машине не менее тысячи долларов. «Интранс» за эти годы получил не одни десяток тысяч машин. А, соответственно, прибыль наших героев составила не один десяток миллионов долларов.
Абрамов и Ульянченко в Hoвopoccийске за короткий период построили линию по разливу прохладительных напитков, рыбокомбинат и ликероводочный завод. Они же являлись акционерами во всех этих предприятиях.
Конечно, им приходилось делиться. И с вазовскими менеджерами, «не замечавшими» странностей, сопровождавших контракт ВАЗа с фирмой «Маннай», и с таможенниками, и с милиционерами. Но, надо думать, кое-что им все же оставалось. И это кое-что также имеет на конце минимум шесть нулей.
Наживаясь благодаря вазовским деньгам, компаньоны Абрамов и Ульянченко обрастали собственностью. В Hoвopoccийске за короткий период ими были построены линия по разливу прохладительных напитков, рыбокомбинат, ликероводочный завод. Во всех этих предприятиях акционерами являлись господа Ульянченко и Абрамов. Кроме того, Абрамовым в городе Ялте активно приобреталась недвижимость. Так, он взял в долгосрочную аренду, а затем и выкупил знаменитый на всю Европу дворец князей Юсуповых. Являющийся, между прочим, выдающимся памятником архитектуры. Чиновники передали этот дворец предпринимателям с условием, что те его отреставрируют и восстановят. После «реставрации» любой желающий мог развлечься в княжеских апартаментах за 450 рублей в сутки. А Генеральная прокуратура РФ и Следственный комитет МВД начали расследовать дело о незаконном отмывании денег в пользу иностранных компаний, проводивших данную «реставрацию». Знаете, как называются эти компании? «Евроимпекс» и «Браунерт». Короче говоря, к концу 90-х благосостояние наших героев — реэкспортеров достигло недосягаемой высоты. И тут родное государство подсунуло им свинью.
«Сверхзвуковой» пароход
Были приняты изменения в таможенном законодательстве, которые сделали реэкспорт автомобилей невыгодным. Казалось бы, что в этом такого? Денег заработано более чем достаточно, а все купить не возможно. Как говорят в народе, кошелек к гробу не прибьешь. Тут бы компаньонам взять и остановиться, свернуть реэкспортную схему и лихо доживать свой век на полученные доходы. Но аппетит приходит во время еды. Мальчики заигрались с чужими деньгами и «забыли», что деньги чужие.
Халед Маннай просил ВАЗ прислать его автомобили.
Во имя Аллаха Милосердного
Весной 1998 года из головного офиса «Маннай корпорейшн» на имя генерального директора ВАЗа Николаева пришло письмо. В послании вице-президент компании «Маннай» Халед Маннай вежливо интересовался, почему ВАЗ нарушает условия контракта и не шлёт своему главному азиатскому дилеру автомобили.
На ВАЗе подняли документы и столь же вежливо ответили, что уважаемый господин Халед ошибается. ВАЗ — предприятие порядочное, а потому до последнего момента отгружало арабам свою продукцию вовремя и в запрашиваемой комплектации. А вот вы, мол, уважаемый господин Халед, что-то начали шалить. И по контракту между АО «АВТОВАЗ» и «Маннай корпорейшн» за вами числится задолженность в размере 1 миллиона 800 тысяч долларов, с копейками. Так, Вы в последнее время получили три судна с 666 автомобилями, а заплатить за них забыли. Извольте вернуть денежки, и мы возобновим отгрузку.
На ВАЗе подняли документы и столь же вежливо ответили, что уважаемый господин Халед ошибается. ВАЗ — предприятие порядочное, а потому до последнего момента отгружало арабам свою продукцию вовремя и в запрашиваемой комплектации. А вот вы, мол, уважаемый господин Халед, что-то начали шалить.
Дальнейшая переписка давних партнёров прибрела комичный оттенок. «Маннай» ответил на вазовскоё письмо с присущей арабскому миру витиеватостью. Мол, уважаемые господа, из-за отсутствия автомобилей на торговых площадках наших фирм в Азии мы были вынуждены сократить численность наших работников на 300 человек. Но Аллах будет к ним милосерден, и они вновь будут приняты на работу, если вы пришлете автомобили. Что же касается тех 666 машин, то, пусть Всемогущий будет свидетелем, мы их не получали. Деньги за переданные нам автомобили были перечислены в срок. Просим вас прислать судовые документы тех кораблей, на которые вы якобы осуществили погрузку наших автомобилей для установления их подлинности.
Уголовное дело о невозврате
на автозавод валютной выручки
возбудил зам генерального прокурора
Михаил Катышев
И вот уже от имени вице-президента ВАЗа Ляченкова на фирму «Маннай» уходит следующее послание. Мол, получите, пожалуйста, судовые документы кораблей, которые приняли на борт «ваши» автомобили. Заплатите за них деньги. Рады будем дальнейшему сотрудничеству.
Ответное письмо арабского миллионера потрясает некоей иезуитской издевкой над вазовскими руководителями. Ознакомившись с представленными ему судовыми документами, араб ответил примерно следующим образом.
Уважаемые господа! От порта Новороссийск до порта Александрия минимум четыре дня пути. Судя по представленным вами документам, одно и то же судно за 24 часа совершило ДВА рейса туда и обратно. И перевезло при этом более 400 автомобилей. Куда вы смотрели, когда принимали данные документы? Предлагаю вам обратиться в собственные, а также международные правоохранительные органы для того, чтобы выяснить, кто воровал у вас корабли с машинами. Отгрузку автомобилей на фирму «Маннай» предлагаю возобновить.
Вот тут-то на ВАЗе и поняли, что завод кто-то жестоко «кинул». Служба безопасности АО «АВТОВАЗ» начала собственное расследование и обратилась за помощью в правоохранительные органы. Здесь как нельзя кстати «подвернулась» масштабная операция «Циклон», по результатам которой тогдашний заместитель генерального прокурора Михаил Катышев возбудил уголовное дело о невозврате на автозавод валютной выручки. Из него впоследствии было выделено несколько эпизодов. В том числе и тот, фигурантом которого стал Олег Абрамов.
Кому ушли вазовские миллионы
Дело об «исчезнувших» автомобилях было принято к производству генеральной прокуратурой РФ. Следователям не составило труда обнаружить, что автомобили были загружены на суда, зафрахтованные Абрамовым. На три теплохода, которые вышли из порта и вернулись в него через сутки. Автомобили вновь разгрузили и перегнали на «Интранс». Впоследствии они были проданы физическим лицам со стоянок «Интранса» и фирмы «Темрюк-Лада», а деньги поступили на счета фирмы «Евроимпекс». Которая ВАЗу их отнюдь не перечислила. Директор данной фирмы, все тот же Олег Абрамов, к этому времени благополучно получил швейцарскую визу и покинул Россию, переведя на «новую родину» средства подконтрольных ему фирм. Мало того, оказалось, что за рубеж ушли и те вазовские деньги, которые ВАЗ перечислил «Интрансу» за экспедиторские услуги. Оказалось, что на ВАЗ для оплаты экспедиторских услуг выставлялись отнюдь не счета «Интранса», а счета «Евроимпекса». На которые завод и перечислял в течение нескольких лет сумму, эквивалентную 2,5 миллиона долларов.
Отношения между давними партнёрами ВАЗом и «Маннай корпорейшн» испортились. И Маннай перестал представлять ВАЗ во всём азиатском регионе. И кредитов заводу больше не давал...
Таким образом, ВА3 понёс убытки дважды. В первый раз, когда у него просто украли 666 автомобилей на сумму 1 миллион 861 тысячу долларов США. И во второй, когда у учреждённой заводом фирмы увели 2 миллиона долларов.
Если верить данным предварительного следствия, вдоволь нажившись на реэкспорте, наши герои после «крушения» своей финансовой схемы просто «кинули» автозавод. Передали ему, так сказать, прощальный привет. К 2002 году они стали по большей части жить за границей и вести там свой бизнес. Господин Абрамов так вообще в Россию носа не казал. Наверное, знал, что прокуратура фактически закончила расследование уголовного дела по факту хищения средств АО «АВТОВАЗ», в котором он фигурировал в качестве основного подозреваемого. Обвиняемым Абрамов не стал, так как следователям не удавалось предъявить обвинительное заключение. Очень уж он далеко убежал. Так далеко, что пришлось объявить его в розыск.
Знакомые Олега Николаевича люди утверждали, что он может обманывать очень убедительно. Почище Остапа Бендера. А вот отношения между давними партнёрами ВАЗом и «Маннай корпорейшн» испортились. И Маннай перестал представлять ВАЗ во всём азиатском регионе. И кредитов заводу больше не давал...