В-третьих, перед каждой велопоездкой мы проводим инструктаж по правилам дорожного движения. Не секрет, что многие велосипедисты не знают ПДД, а потому их нарушают. Иногда с печальным итогом. К сожалению, не все знают, что у них должен быть красный фонарь сзади, а белый — спереди; что нужно ехать по ходу движения, по правой стороне, а не по встречке; что надо спешиваться на пешеходном переходе, а на перекрестке более чем двухполосной дороги нельзя поворачивать налево. И я вижу, что после наших инструктажей, люди стараются соблюдать правила: не подвергать опасности себя и других. Верю, что это внесло свой вклад в сокращение ДТП с участием велосипедистов в Тольятти.
В-четвертых, организация подобных мероприятий — это самореализация их организаторов, в числе которых и я.
Администрация Тольятти - одна из самых адекватных в стране
— Как у вас происходит взаимодействие с властями? Как они реагируют на ваши «запросы»?
— Что касается велопоездок — они нам не мешают. За это им стоит сказать спасибо. Наоборот, всячески помогают в решении бюрократических вопросов, связанных с проведением массовых мероприятий. Наверное, в этом плане наша администрация одна из самых адекватных в стране. Потому что мои велоколлеги из других городов нередко безрезультатно обивают казенные пороги в надежде получить согласование.
Однако, если говорить про строительство велоинфраструктуры, здесь не все так хорошо.
В каждой редакции генерального плана города предусмотрена широкая сеть велодорожек. Поэтому формально можно сказать, что в целом велоинфраструктура в Тольятти заявлена. Всего лишь отсутствуют конкретные планы по реализации генерального плана. Нам отвечают, что в бюджете города нет средств на сеть велодорожек, а дорожки-фрагменты, из ниоткуда в никуда, это как автомобильная дорога, которая внезапно закончилась посреди степей. Насколько понимаю я, сейчас многое делается за счет средств регионального и федерального бюджетов в рамках реализации национальных проектов. Мы пытаемся подвигнуть городские власти внести наши проекты в рамках этих программ и построить велоинфраструктуру.
Хотя, стоит отметить, второй год подряд со стороны властей делаются маленькие шаги: в прошлом году построили небольшую велодорожку за Медгородком, в этом — отремонтировали буферную зону от Центрального автовокзала до Портпоселка. Это результат многолетней переписки и длительных уговоров.
Надеемся, власти услышат нас и обратят внимание на еще ряд важных для велосипедистов объектов: это лыжероллерная трасса от Портпоселка до пансионата «Лесное»; дорожка вдоль «зеленой зоны», которая ведет к пансионату «Радуга». Все это наследие Советского Союза, которое до сих пор можно использовать, если банально раз в год убирать мусор и расчищать от зарослей.
Наш проект велодорожки, соединяющей Комсомольский и Центральный районы, — от остановки «улица Громовой» до остановки «улица Диагональная» — уже прошел этап голосования проектов благоустройства в октябре 2019 года и вышел в лидеры, администрация обещает реализовать его в 2020 году, держим кулачки.
Политика? Только протяни руку — потом не отмоешься
— Вы, как представитель велодвижения, в свое время встречались с Сергеем Андреевым, когда он был мэром, и обсуждали развитие в городе велоинфраструктуры. Несколько месяцев назад была информация, что вас к себе приглашает Сергей Анташев. Как прошла эта встреча?
— Обсудили экологию города, в том числе вклад личных автомобилей тольяттинцев в состояние воздуха. И как велодорожки к Северной промзоне и АВТОВАЗу могли бы уменьшить количество машин, пробок и смога. Надеюсь, когда-нибудь заводчане смогут ездить на работу на велосипедах по безопасным велодорожкам, а не как сейчас по обочине, а то и встречке. Обсудили проект велопешеходной дорожки вдоль Южного и Автозаводского шоссе, которая соединяет Автозаводский и Центральный районы и проект велодорожки Комсомольский-Центральный районы.
— Депутаты как-то вам помогают? Взаимодействовали с ними?
— Мы не лезем в политику, а потому с депутатами никак не взаимодействуем. Я не хочу связывать наше велодвижение ни с каким политическим течением. Только протяни руку — потом не отмоешься.
— Вы или кто-нибудь из членов вашего велосообщества никогда не думали сами стать депутатами, чтобы продвигать веловопросы?
— За других не могу говорить, а себя я в политике не вижу. У нас в велоклубе есть несколько людей, которые работали и до сих пор работают в администрации города. Все их рассказы сводятся к тому, что если ты пытаешься хоть как-то гнуть свою линию и предлагать что-то правильное для города, то с тобой просто расстаются. Ты либо вписываешься в эту систему, либо уходишь и ничего не добиваешься, зато остаешься честным, добрым и с широко распахнутыми глазами.
В Тольятти многие «пиарятся» на посадке леса
— Почему в Тольятти крупный бизнес не вкладываются в развитие велоинфраструктуры? В Альметьевске «Татнефть» построила велодорожек на 500 млн. руб.
— Я не знаю причин, по которым это случилось в Альметьевске. Могу только предположить, что там кто-то из “больших людей” любит кататься на велосипеде: либо в руководстве «Татнефти», либо в администрации города. Но благодаря любви этого человека к велосипеду Альметьевск прогремел не только на всю страну, но и мир как самый велосипедный город России.
В Тольятти уже много лет подряд модно строить свой PR на посадке леса. Этим занимаются абсолютно все. Никакой фантазии. Причем не всегда люди переживают за качество посадки леса. Мне порою кажется, что им и лес-то не особо важен. Главное — сфотографироваться с флагами и разместить снимок в социальных сетях.
Надеюсь, когда-нибудь на АВТОВАЗ пришлют начальником продвинутого француза, который обратит внимание на то, что все велопарковки возле проходных забиты битком. Тысячи велосипедов. Это о чем говорит? Люди ездят на них на работу. Если они это осмыслят, то это могло бы быть для них хорошим PR, но пока, видимо, до этого не доросли.
Велосипед есть более чем у половины жителей города
— Давайте помечтаем. Допустим, в городе построили велодорожки. Насколько бы они были загружены и востребованы?
— Известный всем в городе активист и велосипедист Влад Радьков каждый год проводит в социальных сетях один и тот же опрос, который состоит буквально из пары вопросов: есть ли у вас велосипед и как часто вы им пользуетесь. Велосипед есть более чем у половины жителей Тольятти, ежедневно (в теплый сезон) ездит более 20%, еще 20% — несколько раз в неделю, 7% — только по выходным: в парк, вдоль леса, до набережной.
Когда же людей спросили, чего им больше всего не хватает, как велосипедистам, они ответили, что парковок, пандусов и велодорожек, которые бы связывали между собой районы города.
Если у нас сейчас по бездорожью, по автомобильным дорогам или через лес ездит такое количество людей, в том числе и на работу, даже на АВТОВАЗ, представьте что будет, если появятся выделенные велополосы. Думаю, общее количество велосипедистов, которые начнут использовать велосипед каждый день, вырастет в несколько раз.
— Получается, у города уже давно есть потребность в качественной велоинфраструктуре?
— Да, давно. Какой бы бизнес у нас не закрывался, каких бы проблем с экономикой не было, а последние пять лет количество веломагазинов и веломастерских в городе стабильно растет. Почему? Значит, есть постоянный спрос на эти услуги и товары. У нас каждый год продается огромное количество велосипедов, как в профессиональных магазинах, так и в обычных торговых сетях. И люди где-то на всем этом ездят.
Если выехать в теплое время года на отремонтированную велодорожку между Портпоселком и автовокзалом, там буквально Амстердам или Копенгаген: огромное количество людей на велосипедах. Но они же туда не с неба упали. Они как-то доехали до этой велодорожки. Ехали по городу: кто по тротуарам, кто по улицам. Но все это весьма небезопасно. Особенно между районами. Поэтому необходимо строить велодорожки.
Велодевичник, велодетишник, кругосветка, гонки и экскурсии
— Какие вы еще делаете проекты?
— Самый громкий и заметный — Велодевичник. В этом году он прошел в 13-й раз и собрал порядка 300 человек. Это когда на велосипедах по городу едут только девочки, которые специально ради этого модно нарядились.
Следующий проект — тольяттинская велосипедная кругосветка. Мы ее проводим по причине внутреннего убеждения, что туризм в Самарской области нужно развивать. Проходит она на территории Самарской Луки в майские праздники. Это не соревнование. Это мероприятие для велосипедистов любого уровня подготовки, и оно уже стало всероссийским. К нам приезжают команды из Москвы, Оренбурга, Саратова, Казани, Уфы, Самары и т. д. На старте всегда более 100 человек.
Каждый год торжественно открываем и закрываем велосезон. Мы проезжаем через весь город и финишируем в Портпоселке. Там всех ждут конкурсы и развлечения. Обычно в этом принимает участие более 300 человек.
Вместе с Анжелой Маныловой — профессиональным экскурсоводом — проводим велоэкскурсии по городу. Они всегда были бесплатными. Иногда с нами их проводят другие экскурсоводы.
Проводим Велодетишник — специальный выезд на ту сторону Волги на «Омиках» с велосипедами и детьми. Потому что с ними особо не покатаешься по городу. На дорогу их не вытащишь, в лес по песку — это уже тренировка, а не «покатушка». На той стороне Волги от Усолья до Березовки или от Климовки до Усолья — идеальные пустые асфальтовые дороги, где дети могут совершенно спокойно ехать. Также для них мы придумываем развлекательную программу: посещаем усадьбу Орловых, гору Светелку, я рассказываю местные легенды, возле каждого деревенского магазина останавливаемся купить мороженого. Для детей получается просто незабываемый день.