В апреле прошлого года исполнилось 35 лет с начала перестройки в СССР, решение о которой, как считается, было принято на Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 года, и которая в народе зовется «горбачевской». Результаты этой перестройки все мы сейчас испытываем, как говорится, на своей шкуре, при этом большинство из нас с ностальгией вспоминает жизнь в доперестроечное время. Об истоках, этапах и результатах перестройки свое мнение высказывает в Фейсбуке экс-депутат Госдумы РФ трех созывов от Тольятти Анатолий Иванов, который был активным ее сторонником.
- Перестройка застала меня в Тюменской области, где я с 1982 по 1989 год работал электромонтером по вахтовому методу. В связи с моей общественной активностью в марте 1985 года я был избран не освобожденным от основной работы председателем цехового комитета профсоюза. Интерес же к событиям, связанным с перестройкой, у меня появился во время военной службы на космодроме Байконур после окончания военного училища, когда увлекся изучением ленинских работ о социализме. Прочитав основные его работы, я понял, что социализма в СССР не было, а КПСС народ обманывала, провозгласив построение даже развитого социализма. Мое мировоззрение настолько изменилось, что это привело к увольнению из армии и исключению из партии. Шел тогда 1975 год. И когда в начале перестройки я услышал из уст руководителей КПСС мнение о социализме, подобное моему, я стал активным ее сторонником.
И теперь о перестройке. Ее большинство россиян связывает с Михаилом Горбачевым, однако началась она фактически при Юрии Андропове, который стал Генеральным секретарем ЦК КПСС в ноябре 1982 года.
В конце 70-х и в начале 80-х годов у советской формы социализма, как пишет в книге своих воспоминаний Егор Лигачев, который при Андропове был секретарем ЦК КПСС, а при Горбачеве - членом Политбюро ЦК КПСС, накопились серьезные проблемы. Резко снизились темпы роста экономики, наметилось отставание в развитии социалистической демократии. Рос разрыв между СССР и развитыми странами Запада в области технологий и эффективности производства. Например, по сравнению с США производительность труда в промышленности была в два раза ниже, а в сельском хозяйстве – в четыре раза.
Замедление темпов развития страны Лигачев объясняет рядом факторов, и прежде всего тем, что в стране была построена модель государственного социализма. Произошло чрезмерное огосударствление общественной собственности на средства производства, отсутствовала конкуренция, трудовые коллективы были отстранены от управления, что противоречило ленинским принципам. Пагубно сказывались огромные военные расходы, вызванные гонкой вооружений в целях достижения паритета между СССР и США. Становилось ясно, что нужны общественные преобразования. И процесс этих преобразований начал Юрий Андропов.
У Андропова, как пишет Егор Лигачев, было четкое видение перспектив развития страны, он планировал обновление социализма, который, по его мнению, нуждался в глубоких и качественных изменениях. Андропов считал этот процесс объективной необходимостью и не раз говорил: нам его не объехать и не обойти. Более того, он отрицал построение в стране развитого социализма. До построения простого социализма, по его мнению, еще пахать и пахать. И в этом, если основываться на марксистко-ленинском учении, Юрий Андропов был абсолютно прав.
По воспоминаниям Николая Рыжкова, который при Андропове стал секретарем ЦК КПСС по экономике, Андропов поручил группе ответственных работников, в том числе ему и Михаилу Горбачеву, подготовить концептуальные положения по экономической реформе. При этом Андропова интересовали проблемы хозрасчета и самостоятельности предприятий, кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. Для разработки концепции экономической реформы были привлечены и ученые-экономисты.
Преобразования Андропова были запланированы по трем направлениям: 1) постепенное внедрение нового хозяйственного механизма – хозрасчетная самостоятельность предприятий; 2) наведение порядка, укрепление дисциплины; 3) вовлечение в управление трудящихся, развитие производственной демократии и самоуправления. Уже в 1983 году начался эксперимент по внедрению нового хозяйственного механизма, усилилась работа по укреплению дисциплины труда, а также был принят закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями. То есть преобразования Андропова начали реализовываться.
Однако, Юрий Андропов правил всего 15 месяцев, и из-за заболевания почек умер в феврале 1984 года. Себе на замену он готовил Михаила Горбачева, с которым у него были общие взгляды. Они даже дружили семьями. Однако соотношение сил в Политбюро было еще не в пользу Горбачева, поэтому Генеральным секретарем стал Константин Черненко, которому также довелось править недолго, умер он в марте 1985 года. К этому времени позиции Горбачева укрепились и он был избран Генеральным секретарем.
Начал свою деятельность Горбачев очень активно. Уже в апреле 1985 года провел вошедший в историю Пленум ЦК КПСС, на котором был провозглашен стратегический для страны курс – ускорение социально-экономического развития. При этом была подтверждена преемственность курса, выработанного при Юрии Андропове. Результаты начавшегося при Андропове эксперимента по внедрению нового хозяйственного механизма пленумом были признаны положительными. А провозглашенный стратегический курс впоследствии был назван перестройкой. Кстати, впервые слово «перестройка» Горбачевым было произнесено в Тольятти, который он посетил в апреле 1986 года.
Прошедший в 1986 году 27-й съезд КПСС признал проявление застойных явлений, как в экономике, так и в общественной жизни, и принял провозглашенное апрельским пленумом решение об ускорении социально-экономического развития страны и дальнейшем углублении самоуправления в экономике. Съезд изменил программу партии, провозгласив курс на совершенствование социализма вместо построения коммунизма. А также запланировал к 2000 году удвоить экономический потенциал страны и обеспечить каждую семью отдельной квартирой или домом.
Руководствуясь решениями прошедшего съезда, состоявшийся в январе 1987 года Пленум ЦК КПСС принял решение о переходе всех звеньев экономики на принципы хозрасчета, а также о следовании ленинской норме по максимальной демократизации социалистического строя, внедрении самоуправления на предприятиях, формировании руководящих кадров на основе повсеместного их выбора. Решения пленума были реализованы в принятом в июне 1987 года законе о государственном предприятии. Пленум также признал необходимость совершенствования избирательной системы - выборы представительных органов власти при нескольких кандидатах.
С принятием закона о государственном предприятии начался реальный переход предприятий на полный хозрасчет, самофинансирование и самоуправление, то есть в стране началась реальная перестройка экономической деятельности. Законом предусматривалось, что предприятиям госпланом будут устанавливаться госзаказы, контрольные цифры, экономические нормативы и лимиты. При этом установленную госзаказом продукцию предприятия обязаны будут реализовывать по государственным ценам, а произведенную сверх заказа – по договорным. Предусматривалось также, что постепенно объем госзаказа будет снижаться, и таким образом будет осуществляться переход на регулируемые социалистические рыночные отношения. Трудовые коллективы получили право управления предприятиями через формируемые ими советы, а также избирания своих руководителей, в том числе и директоров, но с последующим их утверждением министерством.
Я в то время еще работал на Севере, и будучи бригадиром и профсоюзным активистом, участвовал во внедрении бригадного хозрасчета (подряда). Для каждой бригады цеха на основе объема работ и нормативной численности был определен фонд заработной платы и члены бригады сами решали, как они этот объем работ будут выполнять и как фонд между собой распределять. Заработная плата после внедрения этого принципа у каждого члена бригады возросла примерно на четверть. При этом мы избирали своих руководителей, помню, двоих из них не избрали, основываясь на том, что в условиях хозрасчета нам нужны были эффективные руководители. Именно с такой целью тогда и была принята законодательная норма о выборах руководителей.
Успех экономической реформы, как пишет в своих воспоминаниях Егор Лигачев, был невозможен без изменения отношений собственности. В связи с этим КПСС заявила о необходимости разнообразия форм социалистической собственности. Что предусматривало широкое развитие кооперативной, арендной, акционерной и других форм коллективной собственности. Уже весной 1988 года был принят закон о кооперации, которую Ленин считал одним из основных элементов социалистической экономики.
Состоявшиеся в феврале 1990 года Пленум ЦК КПСС, а в июле – 28 съезд КПСС подтвердили главным направлением развития страны демократизацию, создание самоуправляющего социалистического общества.
Однако потом все пошло не по задуманному варианту. Обострилась борьба между Горбачевым и Борисом Ельциным, начался республиканский «парад суверенитетов», произошло вопреки результатам референдума создание СНГ в Беловежской пуще и фактический распад СССР, сложение полномочий Горбачевым. Вся власть перешла к Ельцину и началась в России «шоковая терапия» под руководством Егора Гайдара.
Могли ли процессы, начатые в 1985 году, а точнее в 1982 году, привести к иным результатам? Егор Лигачев, например, на этот вопрос отвечает так: «Да, безусловно, страна могла бы стать еще более могущественной, а жизнь людей труда более обеспеченной и безопасной. В период 1986-1989 годы СССР достиг наивысших объемов промышленного и сельско-хозяйственного производства. То есть пока преобразования общества проводились в рамках советской системы, дела в стране шли в гору».
Почему же перестройка потерпела поражение? Как мне представляется, причины ее поражения заключаются в следующем.
Во-первых, как написал в своих мемуарах бывший заместитель генерального директора по экономике ВАЗа Петр Кацура, который с 1985 по 1991 год по приглашению Николая Рыжкова работал в аппарате Совета Министров СССР и занимался там непосредственно экономической реформой, у перестройки было много противников, как в министерствах, так и среди хозяйственных руководителей. Первые видели личную угрозу потери номенклатурных должностей, а многие из второй категории не хотели хозяйственной самостоятельности, их устраивало то, что было.
Во-вторых, аналогов подобным преобразованиям в мире не было, поэтому ошибок нельзя было избежать. Например, госзаказ для предприятий начал снижаться слишком резко и в разных объемах, тем самым был нарушен принцип постепенного перехода к созданию рыночных отношений и равных условий для всех предприятий. Например, как пишет Егор Лигачев, для предприятий угольной промышленности объем госзаказа снижен не был, и они оказались в невыгодном положении. И это явилось одной из причин мощных шахтерских забастовок, впервые вспыхнувших летом 1989 года.
В третьих, в связи с демократизацией общества, введением гласности проявились силы, ориентированные на переход к классической рыночной экономике, то есть к капиталистической. И эти силы, которые возглавил Борис Ельцин совершили, как мне представляется, государственный переворот. В данном случае субъективный фактор сыграл решающую роль. Борьба за власть между Горбачевым и Ельциным негативно повлияла на происходящие в стране процессы перестройки.
В четвертых, демократизация общества привела также к появлению сепаратистских тенденций. Республиканские элиты, воспользовавшись появившейся свободой и слабостью центральной власти, захотели стать независимыми. Это было одной из основных причин распада СССР. Программа же перестройки была общесоюзной.
В пятых, период перестройки сопровождался несколькими неблагоприятными факторами: чернобыльская катастрофа, антиалкогольная кампания, резкое снижение в 1986 году цен на нефть (в три раза), война в Афганистане, проблемы с продовольствием. Эти и некоторые другие факторы привели к изменению настроения народа, его неудовлетворенности результатами перестройки и поддержке Бориса Ельцина.
Часто можно слышать, что при российской перестройке надо было идти по китайскому варианту. Считаю, это сделать было невозможно, так как изначально цели перестроек в России и Китае были разные. А шли они примерно в одно время. Инициаторы российской перестройки были нацелены на совершенствование социализма с сохранением общественной собственности и самоуправлением, а инициаторы китайской - хотя и говорили о построении социализма с китайской спецификой, фактически, как начинали, так и продолжают двигаться к капиталистическому обществу. После же ельцинского госпереворота новой власти надо было как можно быстрее разрушить все старое, дабы не было к нему возврата, постепенный китайский вариант их не мог устроить.
В заключение хочу сказать, что инициаторы перестройки, проходящей в России в 80-е годы, планировали выйти на более высокий уровень социально-экономического развития страны путем совершенствования социалистической системы. К сожалению, по объективным и субъективным причинам им это сделать не удалось. Ни чьими-либо агентами, ни предателями, как кто-то считает, они, конечно, не были. Наоборот, они были патриотами и последователями марксистко-ленинского ученья о социализме. И, в связи с этим, наверное, романтиками.
И последнее. Ностальгия многих из нас по доперестроечному времени понятна, но возвратиться в то время мы уже не сможем. Сошлюсь еще раз на мнение Егора Лигачева: «Что делать? Вернуться в прошлое, к государственному социализму? Это неприемлемо, госсоциализм себя исчерпал и стал тормозом движения вперед». И я с ним согласен, но вот вернуться во времена перестройки, с надеждой на достижение ею своей цели, я был бы не против. У меня ностальгия вот по этому времени.
Автор: Редакция TLTgorod