Сергею Андрееву вручают удостоверение мэра Тольятти
В 1999 году наш собеседник возглавил отдел по делам молодежи Автозаводского района Тольятти, это была его первая серьезная должность. 19 марта 2012 года Тольяттинская территориальная избирательная комиссия объявила его избранным мэром Тольятти. На наши вопросы отвечает Сергей Андреев.
- Сергей Игоревич, почему обществу практически навязывается мнение, что любой мэр или глава региона должен быть вне политики?
- Главе города работы, которую необходимо осуществлять, хватает на 14 часов в сутки. Поэтому времени на политику не остается. И потом, что сегодня можно считать политикой? На мой взгляд, политика – это борьба за власть.
- Значит, вы достигли определенного уровня власти и успокоились?
- Действующий глава города, находясь у власти, должен своими делами, поступками и той работой, которую он осуществляет, постоянно доказывать свою состоятельность. Это его политика.
- То есть вам приходится наступать на горло собственной песне?
- Нет, не приходится. Ценности, которых придерживается тот или иной руководитель, всегда реализуются в тех решениях, которые он принимает. Мои правые взгляды никуда не делись, и я их придерживаюсь в повседневной работе. С другой стороны, сегодня правые и левые взгляды во всем мире достаточно сильно сблизились. Есть основополагающие вещи, которые отличают идеологию одних от идеологии других, но даже на уровне муниципалитета могут оказываться более эффективными решения, если можно так выразиться, догматические. Приведу пример – уборка города. Если подходить к ней с правыми взглядами, то должна быть конкурентная среда, должен быть объявлен конкурс, и тот, кто предложит наиболее выгодные для города условия, и должен этим заниматься. Но текущая ситуация, связанная и с законодательством в стране, и с ответственностью бизнеса, подсказывает нам, что в этой сфере город должен уйти от конкуренции и создать муниципальную структуру, которая будет оснащена соответствующей техникой и людьми. И мы будем иметь гарантированно убранный город, а не бумагу в виде договора, снег на улицах и бесконечные суды.
- Как бы вы ни хотели уйти от политики, она вас не отпускает. Кто-то, например, считает вас и общественное движение «Декабрь» главным конкурентом для всех партий на предстоящих выборах в городскую думу. В своем интервью Михаил Маряхин, лидер тольяттинского отделения «Справедливой России», так и сказал…
- Видимо, Михаил Маряхин уже заранее переживает за проигрыш своей партии и начинает искать причины, почему этот проигрыш состоится. Никакой административный ресурс на выборах в Тольятти использоваться не будет. Что касается общественного движения «Декабрь», то, как вы понимаете, в нем
состоят люди, которые должны принять решение, будут они участвовать в выборах или нет. Если говорить обо мне, то на сегодняшний день я не принимаю активного участия в деятельности этой общественной организации, у меня хватает своей работы.
- А если говорить о «Гражданской платформе», у нее есть будущее в Тольятти?
- У нее есть будущее не только в Тольятти, но и в стране. Но вопросы о конкретных шагах нужно задавать тем, кто будет этим заниматься. Продвижение партии «Гражданская платформа» на территории нашего города я тоже не осуществляю.
- Все-таки разговоры о том, что мэр вне политики – это от лукавого. Давайте представим, что вы идете на второй срок — что, разве и тогда Сергей Андреев не будет заниматься «Гражданской платформой» и движением «Декабрь»?
- Выборы мэра – это не выборы депутата Государственной думы, где возможны разные политические взгляды. Как подметать улицы — слева направо или справа налево — не предмет для партийной дискуссии. По сути, выборы мэра – это прием на работу квалифицированного менеджера.
- Зайдем с другой стороны. Для губернатора Николая Меркушкина очень важно, чтобы на местах партия «Единая Россия» имела сильные позиции. Вы будете ему в этом помогать, скажем, на тех же выборах в городскую думу?
- Я буду помогать губернатору активной работой в городе, но именно как мэр, а не как представитель какой-либо политической структуры.
- Сергей Игоревич, наш город стоит на месте и не развивается. Мы застряли где-то на рубеже конца 90-х и начала нулевых. Вы готовы переломить сложившуюся ситуацию?
- Это ваше личное впечатление, которое, по всей видимости, связано с не очень глубоким погружением в ситуацию. Сегодня масса объективных показателей демонстрируют, что тренд застоя в городе уходит в прошлое. Прежде всего, это связано с развитием АВТОВАЗа, который на деле, а не на бумаге внедряет новые технологии, что будет гарантировать существенный рост объемов производства. Второй важный момент – это особая экономическая зона. Я понимаю, что об этом много раз уже говорилось, но поймите, не может все появиться в одночасье.
- Если французы и японцы внедрят на АВТОВАЗе новые технологии, не повлияет ли это на количество работающих?
- Я две недели назад встречался с руководством концерна Renault-Nissan в России. И мы в том числе обсуждали вопрос занятости. Так вот, на АВТОВАЗе планируется выпуск одного миллиона автомобилей в год и никаких сокращений не предусматривается. Более того, АВТОВАЗ сейчас набирает людей, ему необходимо порядка двух тысяч человек. Поэтому у меня совсем другое ощущение — в городе не будет хватать рабочих рук. Оживление, которое сегодня есть в Тольятти по поводу создания новых рабочих мест, очевидное. И это оживление касается не только АВТОВАЗа, но и других действующих предприятий.
- Сергей Игоревич, а что делать с менталитетом: люди продолжают уезжать, причем не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в другие города, как остановить этот поток?
- Конкуренция между городами существует, и сегодня она достаточно жесткая. То, что мы ее пока проигрываем, это тоже факт. Но думаю, что проблем у Тольятти с оттоком профессиональных кадров в скором времени не будет. Для этого нужно решить вопрос жилья и вопрос комфортности городской среды.
- Давайте вернемся к губернатору. Только ленивый не сказал, что он «перезагрузил Самарскую область». Скажите, а что реально изменилось кроме тех денег, которые поступят в город из областного бюджета?
- Главное, произошло разделение обязанностей. Правительство Самарской области занимается текущей работой, а губернатор работает и с федеральными структурами, и определяет стратегические моменты в развитии региона. В том числе и благодаря такому разделению у него есть возможность встречаться с людьми, согласитесь, это очень важно.
- Вам по пути с таким губернатором и ваши правые взгляды не помешают совместной работе?
- Конечно, мне по пути, и правые взгляды здесь помешать не могут.
- У многих есть претензии к вашей кадровой политике, в частности к деятельности руководителя аппарата городской администрации Александра Тарасова, у которого якобы чуть ли не монополия власти.
- Обязанности в мэрии распределены между заместителями, и у каждого такой фронт работы, что говорить о какой-то монополии одного человека не приходится. Никакой узурпации власти ни в каких руках нет. Все конечные решения принимает мэр города. Если у кого-то есть обоснованные претензии — добро пожаловать в прокуратуру.
- Сергей Игоревич, а что, свет клином сошелся на компании «Волжские коммунальные сети» или там какие-то особенные менеджеры, почему именно оттуда пришли очень многие нынешние чиновники мэрии?
- Вы правы, мы привлекли хороших менеджеров, более того, команда не формировалась исходя из квот для каких-то организаций, она формировалась только по профессиональному признаку. И чтобы избежать возможных упреков, то, наверное, нужно было принимать на работу круглых сирот, которые нигде не работали и у которых нет никаких родственников, даже дальних. Одна из самых серьезных задач, которые стоят на сегодняшний день, – это наладить работу аппарата мэрии, провести сокращения. В этом вопросе надо действовать жестко, а если ты действуешь жестко, ты всегда непопулярен, твою фигуру наверняка демонизируют. Именно этим и занимается Александр Тарасов, и поэтому вокруг его персоны столько лишней возни.
- Другая кадровая проблема – театр «Колесо». Почему же была уволена Наталья Дроздова?
- У действующего на тот момент директора театра «Колесо» был срочный трудовой контракт, действующий один год. Этот контракт закончился. Наталье Дроздовой было предложено занять другую должность, которая больше соответствовала ее способностям, а именно должность художественного руководителя. Она отказалась, а навязать эту должность мы не могли.
- А что делать с инициативой депутатов Самарской губернской думы по поводу передачи нашего театра в областное подчинение?
- Мне непонятно в этом предложении, что является конечной целью. Если такой целью является получение средств из губернской казны и снятие расходов с городского бюджета, то это можно сделать и не передавая театр в областное подчинение. А если есть какие-то другие мотивы, то из этого предложения они непонятны.
- Сергей Игоревич, есть еще один упрек в вашу сторону. Вы молоды, перспективны, неплохо зарекомендовали себя в качестве депутата тольяттинской и губернской думы, но у вас нет за плечами хозяйственной школы, согласитесь, для мэра города это серьезный недостаток.
- Для этого мы и собрали соответствующую команду людей, которые умеют управлять различными отраслями городской жизни и инфраструктурой города. Невозможно быть специалистом во всем, а мэр должен заниматься и текущими, и стратегическими делами. И очень важно, чтобы текущие дела не загораживали стратегические. Потому что если не заниматься продвижением города и его развитием, то налет провинциальности у Тольятти так и останется.