Скандально известный адвокат ОАО «Тольяттиазот» по уголовным делам Сергей Замошкин, ранее знаменитый своей способностью «разваливать» любые обвинения против своих клиентов, похоже, начал сдавать позиции. На прошлой неделе вступило в силу решение суда, отклонившего иск Замошкина к газете «Век», написавшей о коррупционных связях юриста. Если адвокат не в силах защитить в суде собственную репутацию, каким образом он сможет отстоять интересы закулисных бенефициаров «Тольяттиазота» – Сергея Махлая (он же гражданин США Serge Makligh) и Андреаса Циви?
Напомним, что следствие выявило на ТоАЗе махинации, нанесшие предприятию ущерб в $ 550 млн, и в декабре прошлого года было возбуждено уголовное дело. Суть схемы была такова: предприятие продавало свою основную продукцию – аммиак и карбамид – аффилированному с руководством завода швейцарскому трейдеру Nitrochem Distribution AG, принадлежащему компании Ameropa AG Андреаса Циви. Таким образом, часть прибыли завода никогда не возвращалась в Россию, а оседала на офшорных счетах Циви и Махлая. С нее не платились ни налоги в российский бюджет, ни дивиденды акционерам. Также на заводе были выявлены факты вывода наиболее ликвидных активов – агрегата аммиака и производства метанола – которые оказались проданы за сущие копейки структуре, принадлежащей руководству ТоАЗа. Дела о выводе средств и активов на ТоАЗе были объединены в одно производство.
Когда факты совершенных преступлений несомненны и подтверждены неисчислимыми документальными доказательствами, у нечистых на руку бизнесменов остается одна надежда – на самых надежных и проверенных адвокатов. Никого надежнее и заслуженнее Замошкина у них под рукой не оказалось – и именно с ним боссы ТоАЗа связали свои надежды на юридическое чудо. Ведь раньше у него всегда получалось.
Но в этот раз что-то не заладилось. Замошкин стал проигрывать одно дело за другим. Безуспешно юрист пытался обжаловать меру пресечения для генерального директора «Тольяттиазота» Евгения Королева, который в данный момент находится в федеральном розыске и скрывается от правоохранительных органов в Лондоне. Особенно позорным для горе-адвоката стало провальное обжалование на прошлой неделе во главе с армией наемных адвокатов возбуждения уголовного дела о мошенничестве против бенефициаров «Тольяттиазота».
Скорее всего, коррупционные связи Замошкина стали его подводить, в том числе в высших судебных и прокурорских инстанциях. Отдельные дела, которые он вел, добирались до Верховного суда, но на этом этапе, как он ни старался, сделать для своих клиентов так ничего и не смог. Пытался он также «порешать дела» с Самарской прокуратурой через свои старые связи в Генпрокуратуре, однако региональное ведомство заняло бескомпромиссную позицию, и у Замошкина опять ничего не вышло.
То ли годы и усталость взяли свое, и аргументы бывшего работника советской прокуратуры уже не так убедительны, то ли адвокат оказался не готов к борьбе с коррупцией в судах, развернутой в последние годы.
Как бы то ни было, под тяжестью профессиональных неудач Замошкин решил на время перевоплотиться в «борца с системой» и начал давать многочисленные интервью и комментарии в СМИ, в которых открыто обвинял Следственный комитет в некомпетентности, продажности и работе на конкурентов, которые якобы пытаются осуществить рейдерский захват предприятия. Может быть, это был жест отчаяния, а может, просто попытка оправдаться перед клиентами.
Они ведь наверняка не очень-то довольны тем, что, известный адвокат Замошкин, регулярно получая немаленькие гонорары, ничего не может сделать с обвинениями в хищении $ 550 млн и собственности предприятия, а генеральному директору приходится прятаться в Лондоне, оставляя опасное производство без присмотра. С сомнительными финансовыми схемами тоже, судя по всему, пришлось завязать – за первый квартал текущего года «Тольяттиазот» показал чистую прибыль в шесть (!!!) раз большую, чем в аналогичном периоде прошлого года. Иначе как хотя бы частичным выходом предприятия из тени это не объяснить, и для его бенефициаров, разумеется, эта мера вынужденная и не самая приятная.
Если дела у Замошкина так пойдут и дальше, его клиенты скоро окажутся за решеткой, и адвокату ничего не останется делать, как только носить им передачи.
Андрей Лапшов