Опять скандал на всю страну – жители 7 и 15 кварталов восстали против строительства православных храмов в их дворах. Скандалы подобного характера для Тольятти дело новое и необычное, но уже можно сказать, чем все закончится. "Понедельник" изучил практику насильственного строительства церквей в России XXI века и обнаружил, что Русская православная церковь ввязывается в подобные конфликты очень охотно, немедленно позиционируя своих противников как «организованные силы, которые ставят под сомнение саму необходимость духовного возрождения нашего народа». 19 ноября 2014 года в Тольятти состоялась акция протеста против строительства подворья Серафимовской церкви в сквере между домами № 42 и № 48 по проспекту Степана Разина (7 квартал). В народном сходе приняли участие около 150 жителей окрестных домов. Жители начали сбор подписей против строительства. Они уверены, что строительство спортивной площадки, обещанное им депутатами, важнее строительства храма и воскресной школы.
Напомним, что с октября 2013 года жители Тольятти также выступают против строительства храма на улице Автостроителей (в 15 квартале), а с декабря 2013 года – против строительства церкви на улице 40 Лет Победы. Причины те же – «детям негде играть, детские и спортивные площадки нужнее».
Понять, что на самом деле происходит, можно, только поднявшись над городом и посмотрев на всю страну. Конфликты мирных православных жителей с РПЦ по поводу строительства храмов происходят по всей России.
Материал по теме:
Но сначала цифры. Социологические опросы уже давно дают повод для веселья. Так, около 70% россиян считают себя православными, однако 58% православных сомневаются в существовании бога и лишь 3% респондентов каждое воскресенье ходят в церковь. Кстати, проверьте и себя: если вы не знаете наизусть (или близко к тексту) Никео-Цареградский Символ веры – у вас вообще нет никаких оснований считать себя не только православным, но и христианином.
Надо отметить, что аналогичная ситуация имеет место быть не только в России. Очень большой процент тех, кто называет себя православными, мусульманами и так далее, делают это по причине культурной, этнической, языковой идентификации. При этом в религиозной жизни они не нуждаются. Тех, кто активно участвует в деятельности религиозных общин, немного не только в России, но и в других развитых странах, это норма XXI века.
Формально причиной расширения сети храмов является беспокойство РПЦ по поводу повальной дремучести «православных» в основополагающих вопросах веры, вульгарном, суеверном и декоративном характере веры 90% православных россиян.
Однако никто никогда и не думал отрицать и тот очевидный факт, что религия – это, помимо всего прочего, еще и способ извлечения прибыли. Тольятти в своей новейшей истории уже переживал несколько бумов: бум ларечный, когда весь город покрылся коммерческими киосками; бум заправок, когда город застроили сетью АЗС, порой в самых неожиданных местах; бум магазинов шаговой доступности, бум моментальных лотерей, бум игровых автоматов, бум быстрых кредитов.
Нынешний бум храмов, мини-храмов, часовен и церквей – того же самого рода. Пользуясь благоприятной политической и идеологической конъюнктурой, РПЦ расширяет свою сеть, вторгаясь туда, куда не смогли вторгнуться пивные ларьки, АЗС и СТО – в скверы и палисадники, на заброшенные детские и спортивные площадки. Причем вторгается с более выгодными для себя аргументами. Пивной ларек, окапываясь на детской площадке, не может сказать недовольным жителям, что они идут против всего святого, духовного и сакрального. А храм – может.
Наши локальные тольяттинские столкновения граждан с РПЦ – маленькая часть большой картины. С 2012 года в одной только Москве реализуется так называемая «Программа 200», задача которой – строительство в столице 200 новых храмов, преимущественно в спальных районах. Места выбираются аналогичные – скверы, парки, детские площадки. Конфликты идут уже второй год, и РПЦ давно выработала стандартную позицию в подобных противостояниях.
«Выявилась группа тех, кто ставил под сомнение не только саму необходимость духовного возрождения нашего народа, но и законность решений государственной власти, принятых в отношении строительства того или иного храма. Свою истинную сущность такие люди выявляют всякий раз, когда устраивают разного рода скандалы», – сказал патриарх Кирилл по поводу очередных конфликтов между жильцами и священниками вокруг стройки храмов в Москве.
Наши антицерковные митинги должностные лица РПЦ пока еще не комментировали, но можете не сомневаться – заявления будут в подобном же духе. Недовольные строительством церквей жильцы 7 и 15 кварталов будут определены как «проявившие свою истинную сущность противники духовного возрождения нашего народа». Дети не смогут кататься на катке, но зато смогут петь в церковном хоре.
Кадры для «храмов шаговой доступности», видимо, будет готовить Поволжский православный институт. Правда, при ближайшем рассмотрении ППИ вырисовывается таким же квазиправославным, как и все остальное. Судя по новостям, это будет обычный светский коммерческий вуз с православным названием. Тут и в самом деле будут готовить некоторое количество священников, но подавляющее большинство заявленных специальностей абсолютно светские: философия, филология, иностранные языки, журналистика, педагогика, культурология, искусствоведение. Православный институт по факту доставит больше хлопот гуманитарному факультету ТГУ, чем принципиальным врагам православия и русской возрожденной духовности.
Кстати, в качестве забавной иллюстрации. Те, кто часто летает рейсом Самара–Москва, рассказывают нам, что регулярно встречают в самолете одного из руководителей Поволжского православного института. Якобы этот мужчина, облеченный духовным саном, покупает билеты исключительно в бизнес-класс. «А еще у него очень дорогая сумка Louis Vuitton», – рассказывают люди.
Александр Гремин