Один день в Тольятти провели прибывшие к нам автопробегом журналисты радиостанции «Эхо Москвы». Позитивный отчет об этом дне появился на сайте радиостанции. Это был отличный день. Утром Сан Саныч впал в детство. А потом мы не верили своим ушам, слушая его. Потому что в качестве пробуждающего и освежающего средства нашему предВодителю выдали Lada Kalina Sport. Все вы знаете скептическое отношение Пикуленко к жигулёвской продукции. Так вот про спортивную Калину он сказал, что это «автомобиль, за который не стыдно». Сказал это раз двадцать. Но машина действительно вышла неожиданно славная. Для молодых и, в хорошем смысле, азартных парней. Саныч гонял по дугам, со свистом стартовал со светофора, нанизывая попутных, а одного участника движения прошел по грунту обочины, потому что «эти ворота были ближе». Глаза его горели, образ Саныча был светел. А Наташа Жукова поняла-таки, для чего нужно пристегиваться и на заднем сиденье.
Нашим гидом был шеф проекта «заряженных» машин Владислав Незванкин и пока мы осматривали его хозяйство, Наташа спросила о девичьем: «А девушки-испытатели или гонщицы у вас есть?» Незванкин и Пикуленко хором и с большим облегчением ответили: «Слава богу — нет». Спорт-производство оставило впечатление небольшого, но очень толкового предприятия. Поглядев, как они работают, мы поняли, почему их машина «нестыдно едет».
Время поджимало и на том же болиде мы в буквальном смысле с ветерком долетели до студии наших друзей из «Голоса Тольятти». Пообщались в эфире с народом, получили в подарок вкусный торт, размером с наш Лэнд Ровер и прямо посреди эфира приняли в Экипаж прилетевшего из Москвы Сергея Бунтмана. Его самолет был почти также быстр, как наша Калина.
Ну, а потом мы окунулись в историю ВАЗа, проникнув в его музей, который, честно говоря, для нас специально и открыли в выходной день. Как всегда бывает в подобных местах, Сан Саныч знает об экспонатах больше самих хозяев, хотя хозяева знают о них, кажется, всё. А когда они с Незванкиным увидали одну из первых «копеек», то мы подумали, что нам предстоит еще и ночь в музее. Мужики были готовы залезть уже и под днище, изучали по клеймам, где и кем были сделаны стекла, бампер, поворотники, дворники — и далее по списку комплектующих. А вообще музей отличный. Но когда видишь, какие интересные проекты здесь некогда затевались и как многие из них так и остались либо в в штучном, либо в макетном виде, то как-то уже и не весело становится.
Из музея на той же метеорной скорости рванули в Особую экономическую зону, где нашим гидом-хозяином был ее шеф — Алексей Пахоменко. Особая зона — это нечто, по площади превосходящее сам ВАЗ, но по наполнению пока не очень понятно что. Хотя по потенциалу это может быть ого-го что! С Пахоменко мы обстоятельно говорили в кабинете, а потом поехали обозревать его хозяйство. И как любопытно наблюдать за человеком, который превращается на глазах из кабинетного руководителя, в азартного дядьку. В его зоне работают американцы, французы, японцы, турки, испанцы и много кто еще. Для него они — партнеры, а для нашей страны многие из них нынче — «партнеры». И вот Пахоменко начинает нам рассказывать самые невероятные истории из своего директорского быта: как за сутки подключают кому-то газ, как растаможивают прямо на ходу три десятка грузовиков, как под честное его слово иностранцы начинают какие-то работы, а он по ходу что-то разруливает. И мы понимаем, что вот эта вся нынешняя ситуация создает этому увлеченному мужику кучу геморроя. Потому что она, по идее — вся против него. И мы спрашиваем: как, мол, — что думаете об этом? А он говорит: если бы кризиса не было — его нужно было бы придумать. Мы молчим. Долго. «Я как-то не так ответил?». И мы-то думаем, что вряд ли кризис продлится, как думает Алексей «года полтора». А с другой стороны хочется, чтобы у него получилось, потому что видно, как ему хочется, чтобы все получилось. Мы вообще в Тольятти встретили много людей, которые «заняты реальным делом». И мы расстались с ними друзьями вне зависимости от их взглядов на политику партии и правительства.
Кульминация дня — встреча с нашими тольяттинскими слушателями. Начали в библиотеке, продолжили в фойе библиотеки, потом Бунтмана окружили на крыльце, Сана Саныча прижали к боевой машине пробега и так вот сериями и общались. Прощались — и снова начинали разговор. Часа три. Публика была разной. От байкера, прибывшего в библиотеку прямо в латах, до пенсионеров, помнящих времена очаковские и предыдущее покорение Крыма. Кто-то пришел с проповедью, кто-то с исповедью. Кто-то толкал речь,забывая задать вопрос, кто-то выводил нас на чистую воду, кто-то благодарил нас за сам факт нашего существования в эфире, кто-то задавал вопросы о мелочах, а кто-то о судьбах человечества. Один гражданин, пристально глядя в глаза Бунтману спросил: «Вас забирали в сумасшедший дом? А меня забирали!» Но в общем, как и везде по пути Пробега, народ здесь здоровский и ты понимаешь, для кого работаешь и кажется, работаешь не зря.
Наш рабочий день закончился фактически ночью. А Наташа Жукова, увы, уже улетела в Москву. Завтра берем курс на Волгоград. 800 с лишним километров и весь световой день в пути. Вот там про дороги будет что рассказать и будет где расставить балы и рейтинги асфальту и пассажирскому комфорту. А сегодня мы так летали на Калине Спорт, что дорога оставалась где-то под нами.