На прошлой неделе ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ) объявил о сокращении 1195 человек. Как полагают
«Детали-Авто», это означает, что единственное в России производство промышленных роботов будет закрыто, а планы по созданию совместного предприятия с ГК «Ростехнологии» по изготовлению этого вида продукции не воплотились в жизнь.
Компания была учреждена в сентябре 2011 года на базе производства технологического оборудования и оснастки (ПТОО) ОАО «АВТОВАЗ». Вновь образованное предприятие стало единственным в России производителем промышленных роботов. Кроме того на заводе выпускались автокомпоненты, в частности, автожгуты для Lada, а также пресс-формы и оснастка для вазовского оборудования. Владельцем 100% долей компании являлся АВТОВАЗ.
Компания с самого начала своей самостоятельной деятельности работала с отрицательными значениями прибыли, а в 2014 году убыток компании составил 6,8 млрд. рублей при выручке 1,9 млрд. рублей. Причины этих неудач на предприятии раскрывать отказывались, а неофициальные источники и эксперты говорили о том, что убытки происходят оттого, что АВТОВАЗ продолжает закупать продукцию ВМЗ по своим внутренним ценам, которые существовали в тот период, когда завод еще был его структурным подразделением. Ситуация для ВМЗ усугубилась потерей части заказов от традиционных потребителей его продукции: АВТОВАЗа и ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ». В связи с этим на предприятии периодически проводились сокращения персонала. С 2013 по 2015 год численность работающих на предприятии сократилась вдвое.
В 2013 году автозавод объявил о передаче компании ГК «Ростех» в счет долгов перед госкорпорацией, но уже в следующем году ВМЗ был возвращен АВТОВАЗу. При этом президент автозавода Бу Андерссон заявлял, что его компании от ВМЗ нужно лишь производство оснастки и пресс-форм. Весной этого года министр промышленности и технологий Самарской области Сергей Безруков говорил о создании на базе ООО «ВМЗ» совместного предприятия АВТОВАЗа с ООО «Станкопром» (входит в ГК «Ростех»). А ОАО «АВТОВАЗ» в свою очередь заявлял, что «решения о прекращении деятельности по этому направлению (производство промышленного оборудования – прим. ред.) не принималось».
Но судя по тому, что на предприятии объявлено очередное массовое сокращение, никакого совместного предприятия на самом деле не будет. Судя по распространенным в СМИ сообщениям, на заводе готовятся выставить не улицу 1195 работников предприятия. Согласно информации с официального сайта предприятия численность его персонала сегодня составляет около 2000 человек. То есть в итоге сокращений на ВМЗ останется лишь около 800 работающих. Однако источники «Деталей» как на АВТОВАЗе, так и на ВМЗ говорят о том, что в итоге на предприятии могут оставить лишь 400 человек. С такой численностью персонала ни о каком производстве высокотехнологичного оборудования не может идти и речи.
АВТОВАЗ в своем официальном комментарии предпочел вообще не упоминать ни о станкостроительном направлении в ООО «ВМЗ», ни о планировавшемся создании совместного предприятия. «Задача, стоящая перед группой «АВТОВАЗ» – сделать из ВМЗ производителя мирового уровня качества, эффективного и прибыльного, - сообщили в пресс-центре. - «Единственный путь для этого в сложившейся экономической ситуации и конкурентной среде - серьезная реструктуризация завода, затрагивающая все аспекты деятельности».