Так совпало, что в Тольятти в один день сразу в двух театрах состоялись премьеры по произведениям писателя Чингиза Айтматова. Некоторые даже растерянно спрашивали у меня: «А что, у Айтматова какой-то юбилей?»
Итак, на минувшей неделе театр «Колесо» представил премьеру спектакля «Пегий пес, бегущий краем моря» - о ней мы уже написали, как смогли. А в Театре юного зрителя «Дилижанс» воплотили давнюю задумку: режиссер Екатерина Зубарева поставила «Плаху» Айтматова (поэтическое переложение – Петр Зубарев).
По словам создателей спектакля, работа над постановкой длилась два года. Вот какие детали озвучил «Дилижанс» для широкой публики:
«Некоторое время велись поиски формы для сценической постановки. В процессе изучения традиций Киргизии Екатерину Зубареву привлекли так называемые манасчы – сказители киргизского эпоса о богатыре Манасе. У каждого такого рассказчика была собственная манера исполнения легенды, свой артистизм, но всех их объединяла певучесть и распевность, с которыми они преподносили ту или иную притчу о народном герое. Так у Екатерины возникла идея облечь историю, рассказанную Айтматовым, в поэтическую форму, а для усиления эффекта использовать живые музыкальные инструменты – барабаны, бубен, курай и другие».
Аутентичности инструментов добиться не удалось: добулбас (большой киргизский барабан) оказался слишком дорог под заказ, поскольку не распространен на нашей территории. Пришлось довольствоваться африканскими барабанами – ну, или тем, что ими именуется. Зато мне при подготовке заметки довелось столкнуться с массой киргизских музыкальных инструментов: комуз, темир-комуз, кияк, чоор, жыажын, тай-туяк, аса-муса и т.д. Словом, все то, что так ласкает русский слух.
Сразу скажу: вся эта манасчы-опера выглядит впечатляюще в том плане, что зритель реально видит, какую физическую нагрузку переносят актеры, стилизованно пропевая стихотворную версию произведения. Звери-персонажи и люди-персонажи находятся в постоянном движении – так, что на поклон публике в конце спектакля актеры выходят мокрые с головы до ног. Два года подготовки не прошли зря: получилась довольно интересная задумка. Но нужно учитывать несколько моментов. Спектакль в «Дилижансе» играется в так называемом «черном квадрате» - это специально огороженная и оборудованная в фойе территория, на которую вмещается порядка 50-и зрителей. К тому же скромные финансовые возможности театра вынуждают его обходиться малыми средствами. Все это не идет в минус постановке, поскольку можно все списать на ее лабораторную составляющую, на ее экспериментальный формат. В адрес спектакля можно произнести множество оговорок. Но тут видно, сколько задумок, сколько энергии вложили авторы в свою работу. Им это интересно и они еще этим не переболели. Подобные настроения (тем более – в тесном замкнутом пространстве) хорошо передаются публике. Может, именно такой театр нас и ожидает в ближайшее время: при малых финансовых вложениях – большие эмоциональные затраты?
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod.ru