Мэр Тольятти Сергей Андреев
На прошлой неделе департамент экономического развития мэрии обнародовал планы муниципалитета по созданию в Тольятти территории опережающего развития (ТОР). Как сообщает
«Постскриптум», ведомство
Дмитрия Богданова готовит заявку для участия в федеральном конкурсе, и, по его собственным словам, в мэрии питают большие надежды на то, что она будет одобрена. Статус ТОР город может получить уже в 2016 году.
— Если резиденты особой экономической зоны реализуют гринфилд-проекты, то есть им нужно строить свои здания, корпуса, запускать производства, то стать резидентом ТОР и получить льготы можно на браунфилд-площадках, — подчеркнул Дмитрий Богданов. — Это значит, что получить сопоставимые с ОЭЗ льготы резиденты ТОР могут, реализуя свой проект на любом земельном участке или в любом производственном помещении, которое находится в границах города.
Однако направления работы резидентов ТОР также строго регламентированы. Так, они не могут вести деятельность в сфере производства транспортных средств и оборудования. Кроме того, есть ограничения на производство подакцизных товаров, нефтепродуктов, торговлю, операции с недвижимостью. Также статус резидента ТОР не предоставляется некоммерческим организациям, банкам, страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам, непрофессиональным участникам рынка ценных бумаг и физическим лицам.
Впрочем, для начала Тольятти предстоит сменить свою позицию в перечне моногородов. Сейчас муниципалитет отнесен ко второй группе, куда входят муниципальные образования с имеющимися рисками ухудшения социально-экономической ситуации. Причем решение о его исключении из числа тех моногородов, чье положение является стабильным, было принято Правительством РФ весной 2015 года. Но возможность сотрудничества с фондом развития моногородов и получения статуса ТОР предоставляется лишь муниципалитетам, включенным в первую группу (с наиболее сложным социально-экономическим положением). Поэтому в мэрии взялись за то, чтобы Тольятти был в нее переведен.
Эксперты издания не оспаривают выгоды, которые предполагает создание территории опережающего развития, однако сомневаются в успешной реализации проекта.
— К сожалению, ситуация такова, что все делается не для народа. Что бы ни начинали власти, все это только для показа. Им нужно отчитаться. А эффективность действий близка к нулю, — говорит председатель правления ТПП Тольятти Владимир Жуков. — Ведь сколько денег было затрачено, чтобы создать, например, «Жигулевскую долину». И что толку? От нее нет никакого реального эффекта и не будет. То же самое можно сказать о бизнес-инкубаторе и о ТОР. Для того чтобы все механизмы поддержки давали результат, нужно полностью менять сознание наших руководителей.
— Насколько мне известно, на недавнем совещании в Правительстве РФ было заявлено, что в связи с кризисной ситуацией в стране в ближайшее время в России будет действовать только три территории опережающего развития. На остальные попросту нет денег, — замечает директор филиала АО «ИК «Газинвест» в г. Тольятти Сергей Дворкин. — И я не склонен не верить этой информации.