Наталья Дроздова и Глеб Дроздов
С появлением в Тольятти театра «Колесо» связано и возникновение Тольяттинской писательской организации. Вообще, первые годы деятельности «Колеса» в Тольятти были ознаменованы тем, что театр стал консолидировать вокруг себя как общественно-политические, так и творческие силы города. Например, при театре выходила изрядно политизированная газета «Собственное мнение» (редактор – Эдуард Пашнев). А если набрать в интернет-поисковике словосочетание «Тольяттинская писательская организация» - то до сих пор в изрядном количестве случаев выскочит адрес театра, место первой регистрации ТПО: 445020, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 31.
Писатели собирались в кабинете завлита Пашнева. Сейчас, по прошествии десятилетий и реконструкций – это нынешний кабинет главного режиссера «Колеса», переоборудованный из двух прежних кабинетов. По правде говоря, Глеб Дроздов с нами не общался – лишь мельком заглядывал, если проходил мимо. Его отношение к тольяттинским писателям можно было определить двумя словами: попустительствовал и благоволил. Намного больше, чем жизнь и творчество местных пиитов, его интересовали политические страсти, бурлившие в городе: в постперестроечные годы это была «детская болезнь» всего общества в целом. У Глеба Борисовича это увлечение было настолько серьезным, что в начале 1990-х он даже баллотировался в совет народных депутатов города (сейчас это называется, если я правильно понимаю, дума городского округа Тольятти). На выборах тогда он не победил, и сейчас я просто вспоминаю его предвыборные плакаты, расклеенные по всему городу, а также некоторые лозунги из его предвыборной программы. Об этом и о многом другом можно прочесть в книге соратника Глеба Дроздова – Эдуарда Пашнева. Книга «Иноходец», собранная из дневниковых записей Дроздова, Пашнева, специально написанных для книги глав, а также приведенных документов, писем и интервью с сотрудниками театра, вышла в конце 2000 года, за несколько дней до кончины Дроздова.
Так вот, о политизированности той поры… В некотором роде она была привнесена и в репертуар самого театра. Чего только стоит один из первых спектаклей «Колеса» – «Я, бедный Сосо Джугашвили», эдакий обвинительный политический памфлет, направленный против культа личности Сталина. Даже классическим произведениям придавался остросоциальный характер, некоторые вещи осовременивались, вписываясь в реалии того времени (та же «Опера сумасшедших» по комедии Гоголя «Ревизор»).
В наши дни я иногда размышляю: а пошел бы современный зритель на спектакли тех лет, поставленные Глебом Дроздовым? Помню, уже в нынешнем веке предпринимались попытки восстановления некоторых спектаклей режиссера. Ничем выдающимся эти опыты не закончились: все-таки театр – это не музей и не некрополь, это живой организм, который должен развиваться и идти вперед, дабы не потерять интерес публики. Думаю, неуместно размышлять о том, что бы ставил Дроздов сейчас, доживи он до наших дней? Человеку свойственно меняться. Ныне живущие режиссеры – те, кто осуществляли свои постановки хотя бы 20-30 лет назад, едва ли сейчас стали бы использовать некоторые приемы и эксплуатировать определенные реалии, которые были у них в активе еще в прошлом веке. От тех лет остался лишь дух, ощущение свободы, граничащей со вседозволенностью. Это было время больших надежд, когда все были живы и строили планы на много-много лет вперед.
Одно время, когда Глеба Борисовича не стало, велись разговоры о том, чтобы сохранить его рабочий кабинет, сделать мемориальным. Также последние полтора десятилетия время от времени то возникают, то опять пропадают предложения о создании музея театра «Колесо» - с частью экспозиции, посвященной, разумеется, его основателю. Всякий раз это не удавалось осуществить по разным причинам. Но основная причина была одна: отсутствие финансирования. Думается, если это не было сделано на волне эмоционального стресса 15 лет назад, то в наши дни эта идея все прочней будет отходить в разряд отдаленных, не срочных планов.
Сейчас, накануне юбилея режиссера, на втором этаже в фойе театра размещена композиция, посвященная Дроздову. Вечер памяти народного артиста России Глеба Дроздова пройдет в театре «Колесо» 27 ноября в 19.00: в рамках юбилейных мероприятий будет показан спектакль «Пять вечеров», после чего состоится вручение театральной премии имени Глеба Дроздова «Признание таланта». Сторонники и единомышленники вдовы режиссера, Натальи Дроздовой, проведут памятное мероприятие гораздо позже: оно состоится в Тольяттинской филармонии 14 февраля 2016 года.
Как правило, с годами любые юбилейные торжества принимают все более формальный характер. Мы ходим по улицам, которым присвоены имена существовавших некогда людей, посещаем заведения, которым присвоены имена выдающихся деятелей прошлого. В большинстве случаев – для нас это всего лишь топоним, который уже и не ассоциируется с неким конкретным человеком. Так я тактично пытаюсь приблизиться к банальной мысли о том, что когда-нибудь мы все умрем, и нас в итоге забудут. По большому счету, прошлое имеет реальную ценность лишь для тех, кто был к нему причастен. Тогда жил и творил авантюрист и выдумщик Дроздов, мы были моложе и ничего не знали о сегодняшнем дне. Для поколения, пришедшего следом, это уже история. Чужая история.
Вячеслав Смирнов, специально для TLTgorod.ru