История будет иметь продолжение: в следующем году «Майские читки» повторятся вновь - с учетом, разумеется, опыта проведения нынешнего мероприятия. Пока все проходит на стадии проб и ошибок: была идея осуществить конкурсную программу для драматургов нашей губернии – с тем, чтобы победители конкурса могли увидеть свои работы на профессиональной сцене; рассматривались предложения отойти от позиции «искусство ради искусства» и готовить эскизы только тех спектаклей, которые впоследствии могли бы пополнить репертуар театра; было много предложений по привлечению участников, зрителей, по усовершенствованию информационного оповещения и т.д.
Совсем коротко – о нынешней программе «Майские читки». Зрителей было критически мало, их число едва перевалило за три десятка. Хотя, по словам главного режиссера МДТ Дмитрия Квашко, 20 лет назад на некоторых мероприятиях прежних «Майских чтений» на сцене порой присутствовало больше участников, чем зрителей в зале. В смысле – интерес аудитории придется завоевывать едва ли не с начальных позиций. Но, невзирая на формат зала, протяженность мероприятия и отсутствие антрактов-перерывов, зрителям было предложено при необходимости перемещаться по залу и заходить-выходить из него. Делалось это для экономии времени: организаторам хотелось в максимально короткие сроки выдать всю запланированную программу. И действительно: три читки нон-стопом, одна другой протяженней, удалось вместить ровно в два с половиной часа, хотя ранее череда репетиций показывала, что это может занять намного больше времени.
Так, актриса и режиссер Христина Шепель продемонстрировала некий антиутопический взгляд на пьесу Галины Михайловой «Баклажан». У самого автора, кстати, в конце текста имеется примечание: «Баклажан – человек, не знающий обсуждаемой темы». С одной стороны, было забавно наблюдать, как некий литературный критик приходит в так называемое «общество анонимных критиков» и говорит: «Здравствуйте, я Анатолий. И я критик», - после чего все начинают делиться связанными с этим проблемами. Но когда ближе к финалу разъяренные критики волокут на костер книги, которые предстают в образе реального мужчины, женщины, ребенка – становится довольно жутко.
Драматург и журналист Валерий Воронков не смог присутствовать на показе своей пьесы «Найти труса», поскольку внезапно в день мероприятия попал в больницу. Режиссер читки Дмитрий Квашко устроил и для зрителей, и для актеров непростое испытание: все действие происходило в полной темноте, актеры лишь подсвечивали свои тексты тусклыми фонариками. Не покидало ощущение, словно ты прослушиваешь передачу некоего радиотеатра. Кстати, некоторые фрагменты пьесы действительно звучали в аудиозаписи. Весь этот мрак был обусловлен самой пьесой, которую автор определил как «криминальная драма»: совершено жуткое преступление, и следствию предстоит раскрыть его.
Режиссер финальной читки «Напутственные таинства» Олег Толоченко тоже по-своему распорядится с доставшимся ему материалом. Он убрал из текста все ремарки, которые составляли едва ли не 70 процентов произведения, организовал пространство сцены, выстроил его композиционно. В принципе, актеры интонировали своих персонажей уже самостоятельно, но благодаря решению внешней, вроде бы, стороны, а не раскрытию внутреннего конфликта, все выглядело весьма наглядно. Хотя показанная история была не самой легкой для восприятия: речь в ней шла о последних днях жизни и в итоге смерти Николая Гоголя.
Уже в августе нынешнего года, по окончании череды летних отпусков, Молодежный драматический театр приступит к подготовке следующего, XXIV театрального сезона. Как раз в это время и начнется постепенная не стремительная подготовка к «Майским читкам – 2017». Ничего не бывает зря, как и нынешний «пробный шар»: в следующем году «Майские читки» будут выглядеть чуть иначе, но состоятся обязательно в мае. Тогда и станет окончательно ясно: называть ли это действие фестивалем, программой, или как-то еще.
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod.ru