Так что нам гораздо больше, чем пятьдесят лет. Просто на заре строительства Волжского автозавода политическое руководство страны приняло решение создать ложу с нуля. Я до сих пор считаю, что это было ошибкой. Правильнее было бы показать нашим иностранным партнерам, что советские масоны играют важную роль в стране.
— И все-таки, Иеремия, вы не ответили на вопрос – что же произошло?
— Да ежели вам угодно, я отвечу, но вы сможете это напечатать?
— Смогу.
— Извольте. Все началось в 2005 году, когда АВТОВАЗ перешел в руки сначала москвичей, а потом французов.
— И они прекратили финансирование?
— Да! Нас записали в «непрофильные активы»! Как какую-нибудь секцию фигурного катания или авиамодельный кружок в ДКИТ! Я ходил к Анатолию Пушкову (мэр Тольятти в 2008-2012 годах, — прим. «ДГ»), просил посодействовать, но что от него добьешься? Мы писали коллективные письма на имя Артякова, но все без толку.
От нас начали шарахаться. Нас выселили из занимаемого долгие годы помещения. Уже тогда из Ложи начался исход. Но мы поначалу даже обрадовались, ведь ушли не самые лучшие из нас – те, кто пришел потусоваться. В девяностые таких в наши ряды проникло довольно много. Они думали, что у нас тут чуть ли не оргии! А у нас, по большому счету, обычная благотворительная организация.
— Ну не преуменьшайте.
— Хорошо, не обычная. С древней историей и высокими целями. Но по документам мы – общественная организация. И нас начал доставать Минюст. Этот дурацкий закон об иностранных агентах! Нам пришлось раскрыть списки членов братства – это породило вторую волну исхода.
— А как же тот инцидент в бане в 2011 году? Он никак не повлиял?
— Я уже устал оправдываться – это был обычный день рождения, это даже не было мероприятием Ложи. Кто-то (я даже знаю, кто) позвонил в полицию. Ворвались ОМОНовцы, всех положили лицом в пол, стали проверять документы. Там даже никакого дела не было возбуждено, никаких несовершеннолетних и прочего! Просто некоторые из задержанных оказались членами Ложи, это и породило нездоровые слухи, которые вы, видимо, и имеете ввиду.
На самом деле нас добил Крым. Хотя мы давно уже к этому моменту старались держаться подальше от политики. К 2014 году, если не ошибаюсь, в наших рядах даже не было ни одного депутата. Максимум – один или два. Но нас записали чуть ли не в «белоленточники». Членов братства стали вызывать в полицию, в ФСБ, задавали унизительные вопросы. Опять пошел исход.
— А иностранные масоны? Они не стали помогать вам?
— Они помогали, как могли. С того момента, как от нас отказался АВТОВАЗ, помощь братьев из европейских и американских орденов была решающей. Но потом случился этот Крым. Евросоюз и США ввели в отношении России санкции.
— И что — братья-масоны тоже перестали помогать вам из-за санкций?
— Разумеется. Евросоюз — это и есть масоны. США — это масонское государство в чистом виде. Они ввели санкции против России — а значит и против нас. Мы ведь не могли заявить, что масоны России или масоны Тольятти против аннексии Крыма, сегодня это равносильно самоубийству.
К этому моменту мы и так уже были вынуждены свернуть благотворительные программы. Собираемых взносов и добровольных пожертвований от спонсоров едва хватало на аренду помещения, оплату коммунальных услуг и зарплату небольшому секретариату – весьма скромную, уверяю вас, зарплату. Фактически мы с 2014 года прекратили работу как таковую. Последняя церемония Ложи прошла в 2015 году. Добавьте к этому закрытие одного за другим местных банков, кризис городской элиты. Я не могу называть имена и фамилии, но вы же опытный журналист, можете сопоставить мои слова с тем, что происходит в городе в последние пару лет.
— Да, конечно, я понимаю, о чем вы.
— Вот. А последней каплей стало то, что нас не допустили в комиссию по назначению сити-менеджера. Хотя она более чем наполовину состоит из наших бывших братьев. Сегодня они с нами даже не здороваются, как будто ничего не было.
А ведь масоны на протяжении пятидесяти лет опекали этот город. Тольятти – город строителей! О чем это говорит? Понятно же?! И от нас попросту отмахнулись, хотя лично я надеялся, что мероприятие по избранию нового главы города вдохнет в нашу организацию жизнь, даст нам новый толчок. К сожалению, я ошибался.
Теперь мне остается констатировать то, что и так является фактом: Великая объединенная ложа Тольятти Древнего и принятого шотландского устава, старейшая общественная организация Тольятти, старейшая масонская ложа в России больше не существует.
Александр Гремин