Сцена из будущего спектакля о Василии Баныкине
Одно из них преподносили как гвоздь программы: перформанс «Выход В.И. Ленина на балкон» (см. видео – прим.). Дело в том, что в фондах музея уже много лет хранятся уникальные часы, выполненные вручную из 4 тысяч деталей мастером Степаном Косаревым. Часы эти делались на протяжении четырех лет – с 1966 по 1969 годы, их изготовление было приурочено к 100-летию Ленина. Экспонат, скорее всего, долгое время пребывал в нерабочем состоянии, поскольку, регулярно посещая музей как в XXI, так и в ХХ веке, корреспондент TLTgorod ни разу в жизни не видел эти часы в действии. Но в этот раз в честь «Ночи искусств» механическую машину запускали раз в час: молоточки сложного механизма выстукивали «Интернационал», справа на балкон из распахивающихся дверей появлялась фигурка Ленина, через мгновение разворачивалась и удалялась обратно в игрушечную комнатку, на стене которой был виден портрет Карла Маркса.
Этот немудреный аттракцион пользовался большим успехом у публики, люди всякий раз скапливались у часов и охотно производили фото и видеосъемку. Верно, какой-то современный умелец сумел наладить чудо-часы в наши дни. Как тут не вспомнить советский анекдот, словно специально сложенный про такой механизм, когда из ходиков вместо кукушки каждый час появляется фигурка Ленина и говорит:
- Товарищи! Революция, о которой так долго говорили большевики – ку-ку!
Второе событие было интересным уже по другому поводу, некоторые посетители прибыли в музей специально ради него. Так, в зале исторической экспозиции были показаны три сцены из еще не существующего спектакля «Год змеи», премьера которого состоится почти через месяц – 1 и 2 декабря в Молодежном драматическом театре. Речь идет об уникальном проекте, когда-то затеянном МДТ и музеем, и воплотившемся лишь пять лет спустя: впервые ставится спектакль о первом председателе горисполкома Ставрополя Василии Баныкине. Это крайне интересный и противоречивый персонаж. Спектакль ставит режиссер Олег Толоченко, пьесу специально для театра написал молодой драматург Сергей Давыдов. Судя по увиденному тизеру (так назвал показанные отрывки режиссер), в адрес спектакля могут последовать упреки в неисторичности. Но ведь спектакль – это художественное произведение, а не учебник истории. Да и подлинных данных о Баныкине сохранилось немного: одних только версий его гибели существует как минимум три. Первую демонстрацию свежего, только что вышедшего «из-под пера» драматурга материала зрители приняли с большим интересом.
Напоследок перечислим еще несколько площадок, которые можно было увидеть с 18.00 до 00.00 в Тольяттинском краеведческом музее:
- площадка «Вооружайся!», здесь желающие фотографировались с маузером, разбирали и собирали винтовку Мосина, печатали тексты революционных декретов на старинной печатной машинке;
- «Меню революционера» на выставке «Праздничный стол» рассказывало о влиянии пищи на революционные настроения из опыта Ленина и кремлевской столовой;
- фестиваль «Animation Zone» с фотовыставкой и фотосессиями проходил в музейном подземелье; состоялось костюмированное дефиле в холле музея и мастер-класс по созданию элементов для костюмов, лекция об истории косплея в мире, России и Тольятти;
- «Примерочная», где можно было с помощью технологии дополненной реальности «надеть» на себя революционные костюмы и платья из коллекции музея, сделать селфи и отправить его на свой смартфон;
- «Монтажная», где можно было поместить свое лицо в фотографию революционного 1917 года и отправить эту фотографию на свою почту.
В итоге каждый без подсказок мог прийти к выводу, что лучше заниматься тем, что объединяет людей. Поскольку насчет самой Октябрьской революции, даже по прошествии 100 лет, многие стороны до сих пор не могут прийти к единому мнению.
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod