Дмитрий Азаров улучшил социальное самочувствие региона
Экспертный институт социальных исследований подготовил комплексное исследование результатов деятельности губернаторов, возглавивших регионы в рамках второй волны обновления руководства субъектов Федерации осенью 2017 года. В экспертной среде за назначенцами новой волны уже прочно утвердилась характеристика "молодых технократов", которые призваны в первую очередь решать накопившиеся за предыдущие годы социально-экономические проблемы территорий.
Как пишет
"Лайф", доклад ЭИСИ наглядно подтверждает этот тезис, анализируя деятельность новых команд региональных управленцев по целому ряду критериев.
Эксперты ЭИСИ указывают, в частности, на тот факт, что ротация губернаторов проходила в плановом и подготовленном формате, причём обновление и ротация между региональным и федеральным уровнем госуправления прошла практически безболезненно. Большая часть новых временно исполняющих обязанности глав регионов успешно, без конфликтов и радикальных сломов смогли интегрироваться в региональную повестку и наладить коммуникации с местными элитными группами и субъектами влияния. Имеются, правда, и исключения — в первую очередь в докладе ЭИСИ отмечен кейс Дагестана, где новый глава республики изначально был ориентирован на наведение порядка и решительную борьбу с коррупцией и естественно возникшие на этой почве конфликты с местными кланами не несут в себе политической подоплеки.
Вторым ключевым аспектом, общим для всех новых врио губернаторов, является их ориентированность на технократический подход и нацеленность на "социальный оптимизм". Новые губернаторы осеннего призыва 2017 года делают ставку не на форсирование политической повестки, а на решение конкретных социально-экономических проблем субъектов — практически все независимые замеры показывают, что жители в значительной мере отмечают позитивные изменения, произошедшие за последние полгода. Прежде всего, отмечается положительная динамика в области дорожного строительства, инфраструктуры, транспортного обеспечения и социальных вопросов. Имеются позитивные сдвиги и на антикоррупционном треке.
В докладе указывается и на ещё один крайне важный тренд в кадровой политике новых врио глав регионов — ставка на местные кадры и потенциал. Аналитики ЭИСИ отмечают, что девять из одиннадцати врио губернаторов предпочли ограничиться пока минимальными структурными перестановками, максимально опираясь на местные кадры. При этом часть глав регионов, судя по всему, оставили вопрос существенных изменений управленческих структур своих регионов на более позднее время. Так, например, Андрей Тарасенко (Приморский край) заявил о намерении преобразовать администрацию края в правительство в июле 2018 года. Только двое — Глеб Никитин (Нижегородская область) и Андрей Травников (Новосибирская область) — осуществили кардинальное изменение кадрового состава региональных правительств.
Эксперты ЭИСИ также указывают на тот факт, что социально-экономическая повестка в работе врио губернаторов осеннего призыва 2017 года в большинстве регионов вышла на первый план. Так, в частности, большая часть новых глав субъектов в приоритет ставила вопросы развития инфраструктуры регионов. Большую ориентированность на решение социальных проблем населения аналитики института отмечают у Дмитрия Азарова (Самарская область), Александра Буркова (Омская область), Михаила Ведерникова (Псковская область), Станислава Воскресенского (Ивановская область), Андрея Травникова (Новосибирская область) и Александра Цыбульского (НАО). При этом приоритет в части развития экономики субъектов — у врио губернатора Нижегородской области Глеба Никитина (Нижегородская область), Андрея Тарасенко (Приморский край), Александра Усса (Красноярский край).
Вместе с тем, по мнению экспертов ЭИСИ, политическая повестка в работе новых врио губернаторов также присутствовала, однако выражалась скорее в выстраивании отношений с руководством административных центров регионов. Несмотря на то, что отношения по линии "субъект — административный центр" традиционно обладают потенциалом для противоречий (прежде всего в межбюджетных отношениях, вопросах поддержания социальной инфраструктуры и т.д.), в большинстве субъектов конфликтов с региональными элитами у новых врио губернаторов зафиксировано не было.
В докладе института это объясняется, с одной стороны, взвешенным подходом врио, с другой — неготовностью местных элит к открытому конфликту с президентскими назначенцами. Исключением стал Глеб Никитин (Нижегородская область), жёстко завершивший противостояние с руководством "городской команды" областного центра, — так, в частности, влиятельный вице-председатель заксобрания Олег Сорокин арестован по обвинению в получении взятки в особо крупном размере.
При этом Дагестан представляет собой отдельный специальный случай, где новый врио главы республики Владимир Васильев начал активно "зачищать" коррупционные схемы в крайне непростом регионе с традиционно высокой долей неформальных, клановых связей и аффилированных группировок.