Карлос Гон. Фото: Regis Duvignau/Reuters
В Японии арестовали президента и гендиректора Renault и Nissan Карлоса Гона. Главным подозрением в отношении него является то, что он за последние пять лет не задекларировал половину полученных выплат, а точнее 5 млрд иен — это около 40 млн евро.
Как сообщает
"Бизнес-ФМ", максимальная ставка подоходного налога в Японии — а именно по ней должен был платить Гон — составляет 50%. Если обвинения подтвердятся, речь идет об очень крупном налоговом преступлении.
Подозрения в неуплате налогов выросло не из действий государственных органов, а вследствие «внутреннего расследования» компании. Не совсем привычная ситуация. И не совсем справедливая по отношению к менеджеру, который стал спасителем для автопроизводителей, считает автоэксперт Игорь Моржаретто.
64-летнего руководителя Renault–Nissan–Mitsubishi давно критиковали за неуемные аппетиты и за то, что он только в Renault с 2009 по 2016 год увеличил свое годовое вознаграждение на 469% — до 7 млн евро — и получал приблизительно такую же сумму в Nissan.
Сейчас со стороны акционеров группы в его адрес выдвигают еще и обвинения в использовании средств компании в личных целях. Но, можно предположить, что делается это, в первую очередь, чтобы иметь предлог для увольнения Гона. А уголовное преследование — это как бы отдельная тема.
В результате акции Renault в Париже в моменте падали на 13%, Nissan во Франкфурте более чем на 11%. Но надо учитывать, что сейчас существует фактор неуверенности рынка в автопроме вообще. А непосредственно для автоальянса это может оказаться даже позитивным фактором, считает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин.
Еще два года назад, когда речь шла о выплатах за 2015 год, многие акционеры высказывали недовольство тем, что Гон с некоторых пор получает полную зарплату и бонусы одновременно на двух предприятиях, в которых он работает, по сути, на полставки.
Причем недовольство это было вызвано не столько собственно затратами компании лично на Гона, сколько колоссальным разрывом между выплатами ему и средней зарплатой на предприятиях. В случае с Карлосом Гоном этот коэффициент составлял 161. Это потенциально снижает производительность, так как падает мотивация других сотрудников.
Поэтому 44% акционеров тогда отказывались от утверждения выплат — так называемой процедуры Say on Pay. Стоит отметить, что в обычной англосаксонской корпоративной практике считается, что когда этот уровень превышает 20-30%, это является тревожным признаком, так как свидетельствует о растущем недовольстве акционеров. И, видимо, то, что Карлос Гон в июне согласился урезать себе выплаты на 30%, не смогло уже погасить давно накапливающегося недовольства.
Комментарии:
Игорь Моржаретто, партнер аналитического агентства «Автостат»:
- У него репутация одного из самых сильных автомобильных менеджеров нашего времени. Не будь Карлоса Гона, не было бы, наверное, компании Nissan. В свое время он возглавил ее и сумел вывести из кризиса примерно 20 лет назад, когда компания была просто на грани банкротства. Альянс Renault–Nissan–Mitsubishi выходит сейчас на первое место в мире по количеству произведенных автомобилей, во всяком случае, в первой тройке. В этом главная заслуга Карлоса Гона.
Александр Душкин, управляющий активами Международного фонда частных инвестиций:
- В долгосрочной перспективе это хорошо, но сейчас вообще плохое время в автопроме. Это циклический бизнес. Кстати, пару лет назад, когда я смотрел на Renault, я отказался в них инвестировать, поскольку компенсации топ-менеджеров были уникально высокими. Судя по всему, Карлос Гон везде умел устраиваться за хорошую зарплату, но не везде платил соответствующие налоги. Доходы Карлоса Гона, когда он здесь работал, были одной из главнейших статей для АВТОВАЗа (топ-менеджер в 2013 — 2016 гг. был председателем Совета директоров общества – прим. TLTgorod). Он был очень знаменитый, очень серьезной личностью, а в автопроме мира он уже списан на берег, за один день — это драматический поворот.
Автор: Редакция TLTgorod