Андрей Дербенев
«Служба спасения Тольятти» завтра отмечает свое 19-летие. Она была 28 января 2000 года, в 2010-м она была реорганизована в Центр гражданской защиты Тольятти. Как пишет "Волжская коммуна", за эти годы штат спасателей вырос с 13 до 60 человек, которым удалось спасти около 13 тысяч человек и отработать почти 55 тысяч вызовов. На данный момент общая численность Центра составляет 170 человек. В преддверии праздника руководитель ЦГЗ Андрей Дербенев рассказал об обычном дне своих сотрудников, о кандидатах на премию Дарвина и трудностях, с которыми служба столкнулась недавно.
- Вы активно рассказываете про работу своей службы в соцсетях, с чем это связано?
- Мы делаем хорошее дело, поэтому я хочу, чтобы о нашей работе знали. Плюс это элемент профилактики. Вам знакомо чувство бессилия? Я все чаще испытываю его, глядя на статистику: в 90% случаев люди страдают, получают травмы и погибают из-за своей безалаберности, пренебрежения элементарными правилами личной безопасности и незнания очевидных вещей. И я хочу, чтобы другие тоже об этом задумались. Обладая знаниями и опытом, с помощью соцсетей мы пытаемся предотвратить несчастные случаи. Я придаю большое значение урокам безопасности в детских садах, школах и других образовательных учреждениях, мы часто читаем там лекции. Разнообразный формат общения помогает донести до других вещи, которые кажутся очевидными нам. Например, летом увеличивается количество звонков из-за детей, стоящих в открытом окне: внизу собирается толпа, все переживают, ребенок плачет и в любой момент может сорваться. А помешать этому просто – нужно позвонить в дверь его квартиры. Ребенок подумает, что это родители, и слезет с подоконника. Дальше нужно с ним разговаривать, пока не приедут спасатели, полиция или родители.
- Кто-то может объяснить механизм действий в подобной ситуации?
- Да, оперативный дежурный службы спасения (тел. 200-911) или оператор 112 не только направят экипаж, но и дадут все необходимые рекомендации по телефону.
- Какие работы относятся к вашей компетенции?
- Почти все: поиск пропавших, эвакуация пострадавших, спасение утопающих, вскрытие дверей и многое другое. В среднем это 5-10 вызовов в сутки, но все они разные. Стабильно выезжаем на ДТП, суициды, пожары и подозрения на несчастные случаи. Летом добавляются пляжи и утопленники. По весне много вызовов приходит по поводу летучих мышей, которые залетают в открытые окна домов в тех кварталах, что рядом с лесом. Нас вызывают, когда грибники теряются либо змей домой приносят. Несколько лет назад «кабана» ловили, он бежал по улице 40 лет Победы, а на нас обрушился шквал звонков. Поймали его - оказалось, что это небольшая ручная китайская черная свинья. Сбежала от заводчика, испугалась, увидела детскую площадку, а так как у владельца много детей и они часто с этой хрюшей играли, она побежала прямиком к ребятишкам. Дальше картина маслом: родители видят, как что-то черное и, по их словам, большое несется к малышам. Конечно, началась паника, напугались все, в том числе животное. Свинку мы вернули хозяину.
- Расскажите про обычный день спасателя.
- Давайте просто посмотрим сводку за прошедшие сутки: мужчина в неадекватном состоянии разбил стекло на уровне 12 этажа, намерения неизвестны. По прибытии выяснилось, что мужчина был в состоянии наркотического опьянения, дверь открыл сам, на месте работает полиция. Дальше: дверь железная заперта изнутри, в квартире хозяйка, не открывает длительное время, слышны какие-то звуки, есть подозрение на инсульт, участковый на месте. Открыли дверь - действительно, инсульт, передали женщину медикам. Потом сотрудники полиции застряли в лесу при объезде, не могут выехать. Мужчина в сильном алкогольном опьянении идет по льду в сторону полуострова Копылово, поведение неадекватное. Упадет - замерзнет. ДТП на Лесопарковом шоссе. Пожар. В общем, мы занимаемся всем.
- Кошек с деревьев тоже снимаете?
- Бывает, но прежде чем мы туда поедем, человек получит максимум информации по телефону, как эту кошку снять, или совет, что лучше оставить кошку в покое. Не было еще случая, чтобы кошка на дереве умерла от страха или от голода. Если объяснения не помогают, то мы спешим на помощь. В среднем на восемь подобных обращений выезжаем один раз.
- А по поводу экзотических животных звонят?
- Встречались в нашей работе косули, лоси, пернатые (орлы, соколы, совы). А однажды, когда я еще молодой был, поступил вызов от бабушки: по ее словам, у соседей кошка сбежала, сидит под ванной, шипит. Думаю: ну что я, с кошкой, что ли, не справлюсь? Нагибаюсь, а под ванной сидит двухметровый питон. Оказалось, это питомец «нового русского» соседа сбежал. Такие «сюрпризы» на вызовах бывают частенько.
- Часто ли сталкиваетесь с забавными историями на работе?
- Крайне редко, это 1-2% от вызовов. Один из последних был около года назад: звонок из травматологии, приезжают наши парни и видят, что в кабинете врача люди смеются и толком ничего объяснить не могут. Оказалось, что нетрезвые мужики поспорили, и один из них на мужское достоинство взял и надел ножницы, причем не китайские пластиковые, а портновские советские, добротные. У него все опухло, снять не могут. Пришлось применять большие кусачки, которые болторезом называются. К счастью, никто, кроме ножниц, не пострадал.
- А страшные случаи бывают?
- Страшно – это когда дети и пенсионеры попадают в беду, а это происходит очень часто. Подозрение на несчастный случай – соседи три дня не видят пожилую соседку. Открываем дверь, а она лежит там без еды и воды, хотя у нее есть родственники. Но никто не пришел. На это очень страшно смотреть, это потрясает, и к этому невозможно привыкнуть. Страшно смотреть, когда по недоразумению или недогляду взрослых страдают дети. Это самая незащищенная категория. Вот буквально вчера наши коллеги из области эвакуировали двух подростков – они пошли гулять по Волге, ушли далеко, ноги промокли, обратно идти сил нет. Хорошо, что их удалось разыскать, один в итоге был госпитализирован с обморожением ног.
- Где обучают спасателей и что они должны уметь?
- Спасатель должен уметь все, но главное - это голова на плечах и умение брать на себя ответственность, ведь человек принимает решение, и ему с этим потом жить. Текучка у нас небольшая, и кандидатов мы выбираем тщательно. Я не могу привести своего знакомого и сказать: «Вот этот парень будет работать с вами». Ведь если я на альпинистском снаряжении спускаюсь вниз, наверху меня кто-то страхует, и этому человеку я должен полностью доверять. Поэтому претендент на работу у нас сначала проходит несколько собеседований. Плюс работает на испытательном периоде два месяца по очереди в каждой из четырех смен. Потом на общем собрании принимается решение, берем ли мы его в команду.
- Какие актуальные проблемы у вашей службы?
- К сожалению, муниципальные спасатели не могут раньше выйти на пенсию, как их коллеги из федеральных структур. И наши сотрудники, отработав 15-18 лет, сталкиваются со сложным выбором: работать на том же уровне им скоро станет трудно, на пенсию выходить еще рано, а высокооплачиваемую работу найти уже сложно. Получается, человек проработал на износ длительное время и к 50 годам, естественно, уже не может на «веревках висеть». Что его ждет? Улица? Как кормить семью? Это большая проблема. Мы собираем документы для решения вопроса, но пока добиться ничего не удалось, хотя есть даже два варианта: дать нам льготный выход на пенсию на федеральном уровне или дать льготы как муниципальным служащим на региональном уровне. Ведь по факту муниципальные спасатели ничем не отличаются от федеральных. Работа и условия те же, но какая разница в социальном плане!
Александра Будаева