Алексей Козырев во время лекции
16 января в стенах Поволжского православного института состоялась встреча с одним из ведущих учёных философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Алексеем Козыревым, российским философом, специалистом по истории философии, кандидатом философских наук, доцентом, заместителем декана философского факультета МГУ по научной работе.
Как сообщили TLTgorod в службе по связям с общественностью института, Алексей Павлович уже знаком тольяттинским студентам: в марте прошлого года все желающие могли присутствовать на его открытой лекции, посвящённой деятельности выдающегося русского философа А.Ф. Лосева. На этот раз общение также прошло в формате открытой лекции, тема которой была обозначена как «Персонализм в русской философии». В аудитории присутствовали не только студенты и преподаватели Поволжского православного института, но и учащиеся старших классов Православной классической гимназии, а также гости нашего института.
«Я постараюсь говорить не столько о философских концепциях личности, – сказал Козырев, – сколько о личности вообще».
Обозначив различные понимания слова «личность» в социологии, философии и христианстве, лектор подробнее остановился на концепции русского религиозного философа о. Павла Флоренского, который выделил три составляющих человеческой индивидуальности – «лик», «лицо» и «личину».
Последний термин, «личина», означает определённый набор социальных ролей, которые человек принимает на себя.
«“Незаменимых людей нет” – те, кто так говорит, думают, что человек сводится к “личине”» – пояснил лектор. «Человечество – это не совокупность особей», – сказал Алексей Павлович, акцентируя на этом внимание слушателей. У кажного из нас есть свои собственные уникальные черты – как внешности, так и характера – и их воплощением является «лицо». «Лица необщее выраженье» – эта фраза из стихотворения Евгения Баратынского, выражающая основную идею человеческого «лица», неоднократно звучала в аудитории.
Гораздо более сложно и комплексно понятие «лика» – это выражение чего-то общего и единого для всех нас; наиболее индивидуальное, становящееся наиболее универсальным. Это проявление в человеке образа Божия, заложенного в него изначально и достигаемого праведной жизнью. Именно «лик» понимается под понятием «личность». «Если в светской науке это результат социализации, то согласно христианской позиции, личность – приближение человека к Богу», – отметил А.П. Козырев.
Кратко осветив данные понятия русской религиозной философии, Алексей Павлович обратился к их проявлениям в литературе, в частности – в творчестве выдающегося советского и российского писателя Валентина Распутина, с которым А.П. Козырев был близко знаком.
Интересуясь историей философской мысли, Валентин Григорьевич нередко вносил в произведения элементы русской религиозной философии, наделяя, к примеру, определённых женских персонажей чертами соловьёвской Софии, перекликающимися с религиозным пониманием Богородицы. Рассуждая на данную тему, лектор подробнее остановился на теме женщины в творчестве Распутина и на личности и миссии женщины в целом.
В ходе лекции была всесторонне раскрыта тема личности человека, а также наглядно продемонстрировано взаимопроникновение философии, религии и литературы. Более того, лектор заметил: «Основа социальной концепции Русской православной Церкви» – это обобщение мысли русских религиозных философов».
В заключение Алексей Козырев ответил на вопросы аудитории, порассуждав о современном состоянии русской литературы, философским урокам которой в лекции было уделено значительное внимание.
Автор: Редакция TLTgorod