- В интервью телеканалу ВАЗ-ТВ Вы сказали, что первым издательством, с которым начали сотрудничать, было «Издательство Марины Волковой». Почему именно с ним?
- Это была очень интересная история. В связи с юбилеем Самуила Маршака мы ставили спектакль «Кошкин дом» на благотворительном рождественском концерте. Средства, которые мы собрали, пошли в фонд помощи ребёнку, больному ДЦП.
После спектакля у моей ученицы Ани Подгорновой родились стихи. Она играла в спектакле котёнка, и стихи были про котёнка. В интернете я нашла, что Марина Волкова проводит МЯУ-эстафету, и послала стихотворение. Она ответила, что у Ани получились замечательные стихи. Так завязалась переписка. Стихи на конкурс я отправила в начале марта, а в конце мая Марина Волкова приехала в Тольятти по нашему приглашению. С тех пор мы и дружим.
- Вы активно популяризируете литературу современных авторов. А сами что-нибудь пишете?
- Совсем недавно я детям говорила, что пишу стихи, но я их никому не показываю. Потому что это не то, что нужно показывать. Это любительство. Вот читатель я, пожалуй, профессиональный.
- Как Вы стали экспертом Международной детской литературной премии имени В.П.Крапивина? В чём состоит Ваша задача?
- Это было осенью 2013 года. Я была в Сарове на конференции по чтению и познакомилась с директором Международной детской литературной премии имени В.П. Крапивина писательницей Ольгой Колпаковой. Я её пригласила в Тольятти на встречу с детьми. В процессе работы она предложила войти в Литсовет премии, я согласилась. Читать и оценивать приходится произведения, которые поданы на конкурс. Автор произведения не указан, получаю рукопись, просто печатный текст.
Работа в Литсовете Международного конкурса детской литературы даёт возможность увидеть произведения, которые ещё не опубликованы.
- Какой-то общественной деятельностью Вы занимались?
- Я была председателем секции школьных библиотек Российской библиотечной ассоциации (РБА). Там есть разные секции: секция детских библиотек, секция муниципальных библиотек, секция технических библиотек, секция научных библиотек, секция книгоиздательской и книгораспространительской деятельности, секция медицинских библиотек, даже секция тюремных библиотек и т.д. А я была председателем школьных библиотек России. Вот такой общественной деятельностью я занималась. Получилось активизировать работу этой секции. Президент Российской библиотечной ассоциации Михаил Афанасьев вручил благодарность «за личный вклад в развитие библиотечного дела России, за инициативу и творческий подход в решении профессиональных задач продвижения чтения подрастающего поколения».
- В чём преимущества юных писателей?
- Дети стали более талантливыми. Сейчас сочиняющих в пять, семь, десять лет стало намного больше. Возможно, по той причине, что появился интернет. Туда дети могут выставлять своё литературное творчество.
- В интервью молодёжному медиахолдингу «Есть talk!» Вы сказали, что «у нас растут отличные читающие дети...». А молодёжь действительно сейчас много читает?
- Я утверждаю, что современные дети читают. Больше или меньше – это относительно. Они читают не только книги, но и букридеры, что-нибудь в интернете.
Если имеются в виду книги, то есть несколько проблем. Современные книги не доходят до книжных магазинов. У Ольги Колпаковой пятьдесят с лишним книг написано. Занимаясь организацией встреч с ней, прошлась по нашим крупнейшим книжным магазинам, а там только одна её книга. Сейчас её книг уже больше, потому что увидели, что они востребованы тольяттинскими читателями.
Многих современных книг нет и в детских библиотеках. При этом количество библиотек резко сократилось. Исчезло 10 детских библиотек в пространстве города. Школьные библиотеки не финансировались, не пополнялись много лет. Они не отвечают требованиям, интересам читателей.
- А библиотека Культурного центра «Автоград» соответствует этим требованиям?
- Да, соответствует. Она, пожалуй, входит в двадцатку лучших библиотек нашей страны. Библиотека КЦ «Автоград» была построена в советские времена по специальному проекту. Это уникальная библиотека по архитектурному и культурному ландшафту.
- Тольятти ассоциируется у людей как хоккейный, автомобильный город. Писательским городом его можно назвать?
- Есть предпосылки к этому. Хотя автомобили у нас впереди, химия тоже, а литература пока на задворках великой империи. Вместе с тем, если говорить о детских писателях, у нас появились Галина Цыпленкова, Александр Тененбаум. Светлана Решенина стала лауреатом Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина. Это радует.
- 2020 год – юбилейный год для Студии. Можете подвести итоги Вашей работы за прошедшее десятилетие?
- Мы издали 5 литературных альманахов Студии творческого чтения «Юный журналист». Сотрудничаем с пятью издательствами: «Издательство Марины Волковой» (Челябинск), «КомпасГид» (Москва), Издательство «РШБА» (Москва), «Вако» (Москва), «Библиомир» (Москва), «Генри Пушель» (Екатеринбург).
Работы шести наших студийцев опубликованы в журнале «Идель» №10 за 2018 год и №1 за 2019 год. В журнале «Школьная библиотека» №12 за 2018 год размещено интервью с Татьяной Рик. Хокку Анны Подгорновой и Славы Виноградова напечатаны в Международном литературно-художественном альманахе «Полевые цветы» №3 за 2019 год.
Студия «Гор» из г. Зеленодольска Республики Татарстан сделала мультфильм по рассказу Ксении Кирьяковой «Золотусик».
В общем, итогов много, и они меня радуют. Просуществовать в наше время 10 лет – это дорогого стоит.
Петр Жарков, 17 лет, ученик Школы молодого журналиста МБОУДО "ДДЮТ", специально для TLTgorod