ТЛТгород.ру - городской информационный портал Тольятти. Все новости города. 18+В октябре портал посетило 50 779 человек, 247 270 просмотров. Реклама на сайте
  
Погода сегодня
-9°
главная новость Тольятти
101,6143  нефть 77,25
€ 105,2512  золото 2632,3
БизнесНовостиВидеоФотоотчетыКриминалРасследованияСВО на УкраинеОбъявленияеще

Читайте нас

группа ВКонтакте
RSS-лента
добавить виджет в yandex




Новости Тольятти

19.04.2024 17:25

(мнение) Леонид Пахута: «Беспокоит заметное угасание Духа в нашем «Городе Будущего»


Леонид Пахута: Тольятти надо вернуть его прославленный характер

Леонид Пахута: Тольятти надо вернуть его прославленный характер

 
45 лет назад, в далеком 1979 году, руководителем отделы культуры горисполкома Тольятти был назначен Леонид Пахута — яркий вазовский комсомольский лидер. На своей должности он запомнился деятельным, смелым и решительным чиновником. Благодаря его активности и усилиям в Тольятти прошел первый «День города», были открыты различные учреждения культуры и привлечено внимание союзного министерства культуры к проблемам города. Каким был тогда Автоград и что в нем происходило, почему появился «День города» и как власти относились к творческим деятелям — обо всем этом Леонид Пахута рассказал в интервью ТЛТгороду. Сегодня мы публикуем заключительную часть беседы (первую часть можно прочитать здесь).
 
— Насколько знаю, именно вы одним из первых предложили провести в Тольятти «День города» в 1981 году. Считается, что это и первый «День города» в стране. Так ли это? Могли бы рассказать об этом подробнее. Как и почему родилась эта идея? Для чего?
— Идея общегородского праздника появилась в нужное время. Мы позаимствовали её у российского города Кропоткин (День рождения города) и столицы Грузии (праздник Тбилисоба). Руководители нового города, стремительно развивающегося у рукотворного Жигулевского моря, были серьезно обеспокоены проявлениями вызывающего хулиганства и высоким уровнем преступности. Горожане возмутились выходкой вандалов, разрушивших корневые скульптуры детского писателя Виктора Балашова, украшавшие парк Центрального района. Социологи видели причину этих тревожных явлений в отсутствии должного патриотизма у огромной массы съехавшихся сюда отовсюду участников грандиозных промышленных новостроек. Тольятти для многих людей оставался чужим городом. Специалисты утверждали, что потребуется несколько поколений горожан для зарождения чувства любви к территории, ставшей малой родиной.   
Время диктовало формирование позитивных и объединяющих традиций. Решено было восстановить историческую справедливость по отношению к прародине нынешнего городского образования с непривычным для волжан названием Тольятти.
К тому же краеведы обратили внимание на приближающееся 250-летие основания крепости Ставрополь. Дату указа российской императрицы Анны Иоанновны о закладке близ Жигулевских гор поселения для крещеных калмыков определили календарем общегородского праздника – первое воскресенье июня. И организация стартовых Дней города помогла неплохо подготовиться к значимому юбилею Ставрополя-Тольятти.
— День города в юбилейный 1987 год для Тольятти-Ставрополя. Вы к тому моменту уже снова на ВАЗе, но именно Вас город просит возглавить оргкомитет этого грандиозного мероприятия. Как это было?
— Просто и логично. Летом 1986 года я твердо решил вернуться на Волжский автомобильный, полагая возложенную на меня задачу активизации культурного строительства в Тольятти выполненной, а мой организационный потенциал – исчерпанным. Культуре города нужны были свежие импульсы. Но уже вовсю развернулась масштабная подготовка к празднованию 250-летия Ставрополя-Тольятти. Содержание юбилейных действий – отдельная тема, весьма полезная, на мой взгляд, для организаторов будущих городских торжеств. Пока же важно было качественно завершить огромную общую работу. Городской юбилейный оргкомитет получил согласие генерального директора автогиганта Валентина Ивановича Исакова на совмещение мною должностных обязанностей заместителя начальника управления соцкультбыта (УСКБ) ВАЗа с функциями руководителя дирекции-250. Помощь мне была отовсюду. И всё завершилось успешно, эмоционально и вдохновляюще для городского сообщества.
Главным действием Дня города «Тольятти юбилейный» стал общегородской сход – в форме водного праздника уИтальянского пляжа, рядом с памятником Василию Баныкину.
Разумеется, были и полюбившиеся горожанамвечерние фейерверки во всех районах, завершившие массу локальных праздничных действий. Детали не стану вспоминать, о них масса информации в газетах того времени и в большом массиве материалов из моего фонда в архивах Тольяттинского краеведческого музея.
— Фестиваль политической песни памяти Виктора Хара. Так понимаю, что это ваше детище. Расскажите об этом.
— Дружба народов многонационального Советского Союза была реальным созидательным фактором при возведении и пуске Волжского автомобильного завода, который действительно «строила вся страна». К тому же наше поколение молодежи воспитывалось в духе пролетарского интернационализма. Потому понятна реакция комсомольского актива ВАЗа на события в Латинской Америке в 1973 году, где чилийская военная хунта свергла законное правительство Сальвадора Альенде. Убийство президента-социалиста, концлагерь на стадионе в Сантьяго, мучительная смерть чилийского певца-коммуниста Виктора Хара подтолкнули членов заводского молодежного клуба «Гренада» к организации песенного фестиваля его имени. Первый концерт песен солидарности прошел весной 1974 года в кинотеатре «Сатурн», с участием чилийского ансамбля из города Ахтырска – там, в советском училище готовились будущие специалисты сельского хозяйства, направленные на учебу в СССР правительством Альенде. И потом многие годы, при содействии профкома АВТОВАЗа и под эгидой ЦК ВЛКСМ, проводился яркий и запоминающийся Тольяттинский фестиваль политической песни памяти Виктора Хара. Уже после перестройки он трансформировался в фестиваль «Искусство в борьбе за мир».
— Вы пришли в горисполком в конце 70-х — излет брежневского застоя. Дальше была «гонка на лафетах», а после и вовсе горбачевская «Перестройка». Как все это происходило?
— Пережить брежневский застой помогла динамика флагмана отечественного автомобилестроения – мы выпускали автомобили, нужные стране и народу. Культура города была на подъеме. «Перестройку» мы ждали и приняли с большой надеждой на перемены во всех сферах жизни общества и государства. Работали с энтузиазмом, не тратя время на пустопорожние речи. Всерьез восприняли призыв генсека Михаила Горбачева «стать законодателем моды в мировом автомобилестроении». Не получилось. 
— Вы сами ушли из горисполкома или, скажем так, произошла ротация?
— С должности заведующего городским отделом культуры уходил сам. Хотя были перспективы карьерного роста и моя кандидатура вполне серьезно обсуждалась городскими депутатами на пост председателя горисполкома. Но я посчитал себя недостаточно готовым для такого ответственного шага. Надеялся быть более полезным вазовскому коллективу, родным заводским корпусам и Автограду. Состоялось мое логичное возвращение на автозавод.
— На самом излете советской власти вы работали в идеологическом отделе Куйбышевского обкома КПСС. Чем вы там занимались? Что там тогда происходило? Насколько вообще тогда люди воспринимали уже советскую идеологию?
— Курировал по партийной линии деятельность учреждений культуры и искусства. Знакомое направление, только уровень задач и ответственности – губернский. Признаюсь, было очень сложно, поскольку мне с первых шагов пришлось ощутить противодействие «самарских сил влияния»: областной центр никогда не жаловал «слишком» самостоятельных выдвиженцев из гордой столицы автомобилестроения и химии.
Что до советской идеологии, то постперестроечные настроения масс показали её несостоятельность. Авторитет «мозга класса» (вспомним патетический стих Маяковского) слабел на глазах. Демократия становилась требованием и реальностью дня. Впрочем, даже на том, критическом для правящей партии, этапе нам удалось создать ассоциацию творческих союзов области и начать выпуск газеты «Культура», в том числе за счет бюджета ОК КПСС.
— Как вы думаете, почему прекратил свое существование Советский Союз?
— Боюсь, на этот вопрос нет однозначного ответа. В моем понимании гегемония Коммунистической партии, исключавшей инакомыслие при жестком диктате центра, стала серьезным тормозом развития страны в условиях обостряющейся мировой конкуренции – на умы, технологии и менеджмент (управление бизнес-процессами). Тот же АВТОВАЗ «выпрашивал» у государства свои «кровные» деньги, позарез необходимые для оперативного обновления модельного ряда. Большим испытаниям подвергся и сам «союз нерушимый республик свободных», давно ожидающих ослабления давления Москвы. Прямо скажем, Кремль и обюрократившийся за годы единовластия партийный аппарат запоздали с глубокой реальной перестройкой. Свежая кадровая кровь была влита в застаревший партийный организм слишком осторожно и катастрофически поздно.
— Нынешнее время. Как вы его охарактеризуете? Каким вам сейчас видится Тольятти и его культурная политика?
— Сегодняшний вектор движения страны меня глубоко тревожит. Ограничусь этой оценкой.
Честно говоря, беспокоит и заметное угасание в нашем «Городе Будущего». Казна завидно богатого в советские годы промышленного центра ныне… никакая. Финансовый поток АВТОВАЗа выведен за пределы Тольятти, унизительно называемого «городским округом». Мэр, он же градоначальник, поставлен в положение просителя у губернатора и столичных кураторов. Разбухший управленческий аппарат – сплошь департаменты и министерства. Яркую творческую идею надо годами пробивать через «проектное» сито, чему примером история с так и несостоявшимся музеем истории культуры Ставрополя-Тольятти. А тут ещё и странная атака мэрии на творческие мастерские, построенные городом и переданные в пользование художникам и скульпторам Тольятти. Это ли конструктивная культурная политика?
— То есть все дело только в финансах? Если будет больше денег у города, то изменится и культурная политика?
— Я не сторонник огульной критики очередного городского начальства, хотя не испытываю восторга от некомпетентности ряда назначенцев, заранее игнорирующих выстраданный опыт предшественников. А недостаток финансирования социокультурных проектов и программ всегда отрицательно сказывался на Культуре города, финансируемой и сегодня по «остаточному принципу». Культурная политика сегодня жестко диктуется сверху, инициативы снизу не приветствуются. Раздутый штатами городской департамент культуры не оперативен в решениях и тонет в бумажных отчетах. Думаю, совсем не случайно прекращен выпуск ежегодных «Вестников департамента культуры г.о. Тольятти».
К слову, не завидую опытному политику и чиновнику Николаю Ренцу – городская казна сегодня заметно беднее бюджета моего периода советской (горисполком) работы. Тем более, что тогда с нами считались руководители промышленных предприятий, серьезно помогавшие городской культуре через координирующие решения Совета директоров при ГК КПСС (тогда его авторитетно возглавлял Николай Абрамов, генеральный директор АО «Синтезкаучук»).
Для развивающейся Культуры города важно сочетание многих факторов, среди них: градоначальник, понимающий объединяющую роль культуры, профессионалы в управленческом звене городской культуры, достаточный финансовый ресурс, конструктивное взаимодействие с деловым миром города, опора на гражданские инициативы, преемственность творческой линии и процессов… Особо добавлю: нужны те самые «окаянные» деятели в городской власти (районы города – тоже), на которых делал ставку первый мэр города Сергей Жилкин.
Сравниваю прежних руководителей города и нынешних. Небо и земля. Ни крупных самостоятельных решений, ни последовательности в вопросах управления городом, ни искорки дерзания. Фигура непотопляемой и охотно «поющей» госпожи во главе социального блока современного Тольятти говорит о тупике управления, в котором оказался город. Но такие послушные, к тому же самовлюбленные назначенцы очень, видно,удобны для нынешнего времени, когда «тот и славится, чья чаще гнется шея». Грустно.
— Будущее Тольятти — какое оно?
— При нынешней бесчестной политике центральной власти к вопросам финансовой самодостаточности регионов-доноров и         муниципалитетов вообще нам явно далеко до Города Будущего. Местные органы управления, зависимые от прихотей больших столичных боссов, опасаются даже думать о назревших задачах переустройства экономики. Давно не слышал о реальных объединяющих действиях так называемого «совета директоров предприятий Тольятти», где традиционно и формально председательствует очередной временный президент нового АВТОВАЗа.
Недавний замах мэрии на превращение Тольятти в привлекательный туристический кластер, с долгожданным раскрытием для гостей главных производств АВТОВАЗа, диктует срочное объединение умов, идей и ресурсов к осуществлению назревших изменений в городском пространстве. Сумели же восстановить легендарную, автозаводом заброшенную, памятную мозаичную стелу-панно «Радость труда» у дворца спорта «Волгарь»!
Кстати, кто в местной власти систематизирует и организует последовательную реализацию неординарных проектов с деловых площадок громких ежегодных Форумов «Город Будущего»?
— Какой бы дали совет местным властям? Горожанам? Культурным деятелям?
— Один совет: вернуть Городу его прославленный «тольяттинский характер». Пусть уважаемый градоначальник Ренц запросит сигнальный макет книги с этим символическим названием у Владимира Коняхина, почетного гражданина Тольятти. Представьте себе: полистает Николай Альфредович страницы, полюбуется фотохроникой и портретами выдающихся тольяттинских спортсменов разных лет, да и выдаст волевую команду на дополнение и издание этого подарочного фолианта.И не забудет при этом автора, талантливого тольяттинского имиджмейкера Игоря Денисова-Завражина. Вполне может состояться мобилизующий проект, способный разбудить задремавший созидательный Дух Города Победителей.
— Задавал разные вопросы. Но бывает такое, что говоришь-говоришь, а у собеседника есть огромная нераскрытая тема, которую он бы хотел поднять. Настало для этого время.
— Ещё теплится во мне давняя наивная мечта: сформировать действующий Фонд программ, решений, идей и проектов организаций, объединений, управленцев и рядовых горожан за годы становления современного Города. Кладезь выстраданных мыслей и бесценного опыта думающих предшественников. Цепочка шагов и связей, вполне полезных новым поколениям горожан, лидерам перемен и очередным командам руководителей. Вот вам и конструктивная преемственность, и здоровый, не квасной, патриотизм.
— Что пожелаете в завершении интервью нашим собеседникам?
— Давно нужна объединяющая общегородская идея. Не разгонять, но собирать интеллектуальные и творческие силы города. Привлекать к новым задачам городского развития опытных, известных стране современных управленцев, состоявшихся здесь и покинувших любимый Тольятти по разным причинам. И всем миром – пахать и пахать. ДЕЛО ДЕЛАТЬ!
Автор: Владимир Потапов, специально для TLTgorod   

Просмотров: 5788
вставка в блог
вернуться к новостям

Мнение посетителей:


 1  2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 85



Объявления

© СМИ сетевое издание «TLTgorod» (ТЛТгород)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) серия Эл № ФС77-85542 от 04.07.2023 г.
Использование любых материалов сайта TLTgorod.ru допускается только со ссылкой на издание, с указанием названия сайта. При использовании любых материалов TLTgorod.ru в интернете обязательна гиперссылка (активная ссылка) на конкретную страницу сайта, с которой взята информация, размещенная не позже первого абзаца публикуемого материала.
Учредитель: ООО "ГОСТ" (ОГРН 1146320013146)
Телефон редакции: 89608488510
Главный редактор: Давыдов С. Н.
Адрес электронной почты редакции: davidoff.06@mail.ru
Возрастное ограничение: 18+
Разработка сайтов в тольятти web-good.ru
Контакты   Посещаемость   Реклама   Сообщить об ошибке    
LiveInternet