- Помимо оператора – кто еще входит в съемочную группу?
- Мама Жана-Дниэля – Анжелика Романова, помощник режиссера. Антон Здобнов у нас – директор. Ну и, собственно, все остальные помогают – кто со светом, кто со звуком. Разные люди приходят каждый день. То есть – все наши знакомые тут.
- Основная часть съемок длится пять дней – с 5 до 9 января. Дальше, я так понимаю – монтаж, озвучка и прочее. Когда зритель сможет увидеть готовый фильм? Сколько это времени занимает?
- Полгода-год. Где-то так, не раньше. Пока напишется музыка к этому фильму, пока я смонтирую… Потом будет пост-продакшн, нужно делать цветокоррекцию, и так далее.
- То есть – снимать получается быстрее, чем потом доводить фильм до ума?
- Ну да. У нас, допустим, звук пишется отдельно. И каждый дубль, каждый диалог мы должны синхронизировать – звук с картинкой, чтобы звук был чистый. Это, конечно, очень долго.
- Какой примерно хронометраж картины?
- 10-15 минут.
- То есть, итог годовой работы – это 10-15 минут?!
- Да.
В разговор вступила Анжелика Романова:
- Тема спорная, нас очень многие отговаривали. Сначала говорили: «О, ребенок снимается в кино! Так здорово!» А когда узнавали, о чем кино, то говорили: «Как так?! Зачем ребенка нужно втягивать в эту грязь? Дети рождены для того, чтобы видеть красоту, чтобы чувствовать красоту этого мира. Зачем они должны через себя пропускать всю эту боль?» Но при этом эти родители не думают о том, что в реальности есть такие дети. Эту пьесу Вадим написал в 1989 году. А тема до сих пор актуальна.
- Я смотрю, дети эти дни снимаются с утра и до вечера. Как они: капризничают, устают?
- Нет, не устают. Жан-Даниэль с утра просыпается, всех расталкивает: «Пойдемте кино снимать!» И он такой говорит: «Кино снимать про меня!» Я ему: «Упаси, Даня, Господь – не про тебя кино!»
- У знакомой предлагали дочери поучаствовать в проекте. Она говорит: «Я отказалась. Наверное, ребенок не должен произносить такой текст».
Альбина Шакирова пояснила:
- Многие так говорили. Я очень многим предлагала. Но Анжелика сразу согласилась. Потому что она знает Леванова, Вадим даже как-то нянчил ее сына. Это не то что какой-то мой супер-пупер авторский проект. Мы просто собрались с друзьями – таким образом почтить память Вадима Леванова. Я бы хотела что-то сделать по его произведению. Почему мы выбрали именно эту пьесу? Потому что она короткая, во-первых. Совсем без бюджета мне не интересно снимать, на коленке. Тут мы хотя бы смогли оплатить оператора. А если брать какое-то большое произведение, то это значит, что и бюджет должен быть в пять раз больше. У нас таких возможностей нет. Мы взяли маленькое произведение, которое мы можем снять за пять дней. Поэтому мы его и выбрали. Ну и плюс – тема такая актуальная, острая.
- Как дети заучивают текст? Я понимаю, что они не целиком всю пьесу заучили, а кусочками.
Анжелика: - Мы берем им диалог – допустим, из трех фраз. Три фразы говорит один персонаж, три фразы отвечает его собеседник. Они этот кусочек выучили – они его проговаривают. Если у кого-то не получается – то его потом отдельно снимают крупным планом, он проговаривает только свои фразы. Тогда ему даже учить не надо. Мы их произносим – они их повторяют. По сути, если так разобраться – не больно-то они через себя все это пропускают. Они просто повторяют фразу – стараясь повторить интонацию.
Альбина: - На самом деле, Даня не запомнит это все. Для него это приключение. Тут у нас кролики были, кошки. Он больше на это внимание акцентирует. Ему говорит мама: закрой глазки, что-то скажи, - он повторяет. Но он не запоминает все это, через пять минут уже забыл.
- В пьесе – всего два персонажа. У тебя в фильме добавляется еще куча второстепенных персонажей, просто статисты попадаются в эпизодах. С какой целью появляются эти люди?
- На самом деле, они здесь все есть. Просто в тексте – это как воспоминания детей. А мы будем это показывать флэшбэками: их воспоминания будут выглядеть в виде изобразительного ряда, картинки. То есть они не проговаривать будут эти вещи – а мы их будем просто показывать.
Свое мнение по поводу и проделанной, и предстоящей работы высказал Антон Здобнов:
- Бюджет съемок порядка 2500 долларов. Примерно столько же потребуется на стадии пост-продакшна – монтаж, звук и т.д. С финансами помогли несколько человек – их мы поблагодарим отдельно. Но, честно говоря, проблемы возникли даже с такой скромной, в общем-то, суммой, хотя мы обращались ко многим состоятельным гражданам. Поэтому остаток собираем уже по ходу съемок. Все это с одной стороны не удивительно – такое не в первый раз. А с другой – странно. Потому что многие уважаемые представители нашего истеблишмента очень любят порассуждать о деградации местного сообщества, загнивании городской культурной среды и всем таком прочем. Но вот когда доходит до дела – почему-то идут в отказ, хотя для многих, я знаю, эта сумма – не более чем карманные деньги. К «новой драме» можно относиться как угодно (лично я, кстати, не являюсь рьяным фанатом этой драматургии), но глупо отрицать, что в Тольятти это один из немногих ликвидных экспортных брендов, к которому следует относиться должным образом. Это чисто прагматический аспект. Это не считая того, что Вадим Леванов – во многих смыслах знаковый человек.
P.S.: Так получилось, что Вадима Леванова уже более двух лет нет с нами. Но его имя все еще продолжает объединять людей. Фильм, который мы сможем увидеть в обозримом будущем – еще один прекрасный повод вспомнить хорошего человека и замечательного автора, который жил рядом с нами.
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для tltgorod.ru