Павел Мадуров ценит в искусстве оригинальность
Потом устроился на ВАЗ инженером, и так получилось, что долго в одном месте сидеть не приходилось, всё время переселяли – я работал на территории прессового, металлургического, прессово-арматурного и опытно-промышленного производства. Волей-неволей приходилось бывать в цехах, поэтому я уже знал, где и как что шумит. Мысль о записи альбома появилась практически сразу, как я узнал, что нас отделяют от ВАЗа в отдельное предприятие на базе ПТО (сейчас – Волжский машиностроительный завод), и переселяют с основной площадки на бывшее ПТО. Я как-то сразу понял, что надо оставить от АвтоВАЗа какую-то память и сделал записи. К тому времени я уже имел звукозаписывающий опыт и необходимый минимум аппаратуры. Была бы возможность, сделал бы и видеоряд, но на ВАЗе просто вот так снимать видео запрещено.
Корр.: То есть эти записи и легли в основу альбома? А как все делалось технически?
- Сами звуки я записывал два-три месяца. Что-то – на ходу, когда по работе надо было ехать в какие-то места на ВАЗе. Что-то – специально. Приезжал раньше на час или задерживался, шёл в нужное место и писал на диктофон, на телефон. Немного мне помогли знакомые вазовские журналисты, у которых есть хорошая звукозаписывающая аппаратура. Кстати, шум в некоторых местах настолько сильный и плотный, что нет особой разницы, на какое устройство он записан. Так я собрал материала сколько смог, примерно на 20-30 часов. Далее уже на компьютере. Месяц ушёл на выделение ударных сэмплов, с помощью которых выстроил ритмичную основу некоторых композиций и просто каких-то необычных звуков, которые я, скажем так, не представляю, как получить ещё. Затем я под получившиеся ритмы стал подстраивать эти необычные звуки, подгоняя их по времени и иногда меняя по высоте, но не меняя тембр. В некоторых композициях всё равно чего-то не хватало, и я уже наиграл какой-то фон на синтезаторе и электрогитаре через гитарный процессор и сделал наложение. Но такого рода вмешательств в альбоме процентов 10-15 максимум.
Было две основные проблемы – отсутствие времени и сомнения в балансе звучания шумовых составляющих дорожек, поэтому я выложил некоторые куски в интернет и бросил этот проект на некоторое время, до очередного отпуска. А в ноябре со свежей головой, ну, и почитав, что люди по поводу моих записей пишут, заново всё свёл и выложил альбом в сеть.
Корр.: Нойз-музыка – ваше основное творческое занятие?
- Этой музыкой я занимаюсь крайне редко. В основном, если возникает какое-то озарение и я хочу его зафиксировать, что не всегда удаётся. Могу записать плавающую и шуршащую в ванной пластиковую банку, или вот недавно записывал звуки, когда отбивал и клеил кафельную плитку в туалете. Пока просто храню это у себя, временами пытаюсь совместить материал с другими записями или что-то наиграть под это, пока не появится чувство завершённости. В последние пару лет я сотрудничал с некоторыми музыкальными проектами Михаила Лёзина (в частности, группа «Клад Яда» тольяттинского драматурга Юрия Клавдиева и музыканта Михаила Лёзина – прим), но сейчас постоянно ни с кем не играю. Разве что случайные джемы какие-то, да иногда с другом – блюзы. Мне особо интересны акустические инструменты. Каждый день играю на губных гармошках, пианино, примитивных струнных типа укулеле. Причем играю всякую лабуду типа гамм или фольклора. Это вроде терапии. А в идеале я бы хотел свободно играть модальный джаз.
Корр.: Есть ли какие-то отзывы от работников вазовских производств?
- Печально, но на АвтоВАЗе, и там, где я работаю – на ВМЗ, становится всё меньше молодых людей. А людям старшего возраста моё творчество воспринимать сложно. Я с ними общаюсь в основном на всякие дежурные, рабочие темы. Этого хватает.
Корр.: Сейчас, ни то в шутку, ни то всерьез некоторые говорят, что издание этого альбома было бы хорошим имиджевым ходом для АвтоВАЗа...
- АвтоВАЗ в последние годы избавился от всего, что напрямую не связано с производством автомобилей. Если честно, не представляю себе, чтобы кто-то на заводе вообще обратил на альбом внимание. На мой взгляд, та субстанция, которую можно назвать «культурной» на автозаводе, не предполагает каких-то экспериментов. Достаточно почитать газету «Волжский автостроитель», побывать на каком-нибудь юбилейном концерте, посетить вазовский музей. Там всё так же традиционно, как и 30 лет назад.
Корр.: Но если бы предложили выкупить права, издать альбом — согласились бы?
- Обычно я не отказываюсь от предложений, когда дело касается чего-то творческого и необычного, поэтому согласился бы сотрудничать.
Корр.: Индустриальную эстетику, в которой выполнен ваш альбом, многие считают «античеловечной». Что вы думаете на этот счет, и вообще, с вашей точки зрения, могло бы подобное искусство стать для Тольятти каким-то узнаваемым стилем?
- Для меня существует один критерий в искусстве – это оригинальность. Как только мы начинаем городить какие-то рамки – сразу ограничиваем себя в восприятии и тупеем. А потом удивляемся, что вокруг один патриотичный шансон, и на Оскар выставить нечего. Я считаю, развитие искусства, в музыке особенно, в последние десятилетия идёт в основном за счёт синтеза. А тут любые средства хороши, будь то индастриал или горловое пение.
Антон Здобнов, специально для TLTgorod
Из обсуждения на Артсовете сервиса Рутрекер.org:
«А ну зачем это?...спросите Вы...Да за тем, чтоб жизнь медом не казалась. Что бы каждый мистер "школьник" знал и предвидел свою пограничную дверь на завод. Что бы был восторг от глобально масштабного, изуверующего».