В конце нынешнего театрального сезона было проведено анкетирование посетителей театров города Тольятти.
Зрителям были заданы довольно стандартные вопросы: «Как часто вы посещаете театр? Какому жанру отдаете предпочтение? Из каких источников Вы узнаете о репертуаре театра?» и т.д. По результатам анкетирования можно было сделать следующие выводы.
Зрители не систематически, от случая к случаю посещают театр, рассматривая его как один из многочисленных вариантов проведения досуга.
Воспринимая театр как увеселительное заведение, зрители отдают предпочтение комедиям. Помимо этого граждане заботятся о досуге собственных детей, поэтому неизменным спросом пользуются детские спектакли.
Нет отработанных механизмов по информированию зрителей о предстоящих спектаклях. Поскольку граждане посещают театр от случая к случаю, то, приняв решение о посещении театра, они получают информацию о мероприятии, которое собираются посетить, из наиболее доступных и удобных для них источников. Все еще популярно так называемое «сарафанное радио», когда потенциальные зрители советуются со своими знакомыми, ранее посетившими театр. Работа распространителей билетов в городе также приносит свой результат, поскольку, являясь относительной калькой сетевого маркетинга, позволяет лично доносить необходимую информацию до потенциальных потребителей услуг. Информация, размещенная в интернете (в частности, на сайте театра), отчасти востребована, поскольку изрядную долю информации зрители могут уточнить, позвонив по контактным телефонам, размещенным на сайте.
Приобретение билетов онлайн (так называемый электронный билет) имеет единичные случаи. Аудитория частных распространителей билетов в городе стабильная, но она составляет лишь 1/10 часть от общего объема. Покупка билетов в кассах театра (так называемый самотек) тоже с большой натяжкой можно назвать систематичной. Тем не менее, в последние годы наиболее популярной формой приобретения билетов является резервирование билета по телефону с последующим его выкупом в кассе.
Подавляющее большинство зрителей вполне довольны качеством полученных услуг. Примерно 1/10 часть зрителей скорее довольны, чем недовольны качеством полученных услуг. Мнение зрителей регулярно отображается в книге записей.
Важным приоритетом при выборе того или иного театра является его месторасположение. Поскольку город Тольятти разбит на три района, то и постоянная публика формируется вокруг театров по месту жительства. Цена билета не играет существенной роли, поскольку цены на билеты в тольяттинских театрах крайне низкие. Практикуются лишь два способа оплаты билетов – наличная оплата (физические лица) и безналичная оплата (юридические лица). Оплата картой не применяется. Время начала спектакля является единым для большинства театров страны, поэтому на выбор театра оно не влияет.
Подавляющее большинство зрителей вполне довольно временем показа спектаклей. Примерно треть зрителей скорее довольна, чем недовольна временем показа спектаклей.
Две трети зрителей затруднились ответить на вопрос: «Как вы поступите, если цены на билет в театр возрастут?» Из них примерно 1/10 часть, в таком случае, готова вообще отказаться от покупки билетов. Около 20% зрителей рассчитывают на поиск спектаклей по более низким ценам.
Зрительская аудитория преимущественно относит себя к двум основным профессиональным и социальным группам – служащие и студенты. Остальные показатели не существенны. Тем не менее, примерно 1/10 часть опрошенных являются пенсионерами. Также анкетирование не подразумевало охват детской и подростковой аудитории (иждивенцы).
Примерно треть опрошенных являются представителями молодежи до 18-и лет. Зрителей 18-30 лет – 40%, 30-50 лет – 20%. Это говорит о том, что театр посещается преимущественно молодежью. Но если объединить наиболее трудоспособные категории населения (18-30 лет и 30-50 лет), то в этом случае основная аудитория увеличивается до 60%. Зрители старше 50-и лет составляют примерно 1/10 часть аудитории. Анкетирование не подразумевало охват детской аудитории.
Если все вышеизложенное постараться вместить буквально в одно предложение, то получается следующая картина: зрители посещают театр не часто, воспринимают его посещение как развлечение, предпочитают посещать театр, расположенный недалеко от дома. А если утрировать и эту фразу, то вывод выглядит и вовсе неутешительно: тольяттинский зритель ленив, непритязателен и нелюбопытен.
Тем не менее, основная масса пожеланий тольяттинским театрам выглядела следующим образом: нужно ставить больше комедий, хочется увидеть новые спектакли, ждем спектакли на молодежную тему, интересуют развлекательные программы, нужны спектакли для школьников по произведениям школьной программы и т.д.
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod.ru