Довелось даже услышать реплику о том, как бы у нас в Тольятти не объявились некие активисты, которые бы вдруг принялись обливать произведения искусства мочой, как на некоторых московских выставках, попавших в центр скандала из-за экзальтированных блюстителей нравственности. Ну, во-первых, обливание продуктами жизнедеятельности не навредит литографиям: они не только обрамлены в рамы, но и находятся под специальным антибликовым стеклом высокой прочности. Для примера: по этой причине контейнер из 10 работ весит 50 килограмм! А во-вторых, даже в голову не может прийти, как не реалистичные, в общем-то, рисунки величайшего художника ХХ века могут вызвать эротические фантазии или покоробить чьи-то чувства?
Выставка, счастливым образом попавшая в Тольятти, принадлежит частному коллекционеру из Франции. В ней всего 105 самых откровенных работ из Suite 347. Обратите внимание: хотя художник скончался еще в 1973 году, именно эти работы были выполнены в технике литографии в 1990-1992 годах с рисунков художника 1968 года с разрешения и под наблюдением потомков Пикассо. «То есть, это уже не авторские работы?!» - задумается и возмутится ревнитель прекрасного. Он по-своему будет прав, но лишь отчасти. Существует практика, когда, например, с соблюдением всех технологий отливаются скульптуры из форм, изготовленных известными мастерами – и эти работы тоже считаются подлинными. А в данном случае с авторского камня были скрупулезным образом отпечатаны литографии на специальной очень плотной, негигроскопичной бумаге – все работы имеют сертификат подлинности. Божественная рука мастера все же присутствует и здесь, хотя тираж оттисков начала 1990-х годов, в отличие от 1968 года, составляет уже 300 экземпляров. Но все равно рыночная стоимость этих оттисков не разглашается. Уникальность выставки подчеркивает тот факт, что в полном объеме Suite 347 находится лишь в семи общедоступных музейных собраниях: Музей Пикассо в Барселоне, Национальная библиотека Франции, Музей Пикассо в Париже, Институт Искусств (Чикаго), Музей Людвига (Кельн, Германия), Музей Израиля (Иерусалим) и Готфрид Келлер Фонд (Швейцария).
Работы этого цикла Пикассо изготавливал, будучи уже глубоко пожилым человеком. За почти полгода работы над ними компанию ему составляли лишь сова да коза. Фактически, это было добровольное уединение. Быть может, недостаток общения и породил столь длинные и замысловатые названия литографий, данные автором: «Моряк наблюдает сюрреалистических обнаженных», «Папа на горшке с руками в муфте и пара, занимающаяся любовью с вуайеристом под кроватью» и т.д.
Справка:
Литография – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.
Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически – первом, изображение перетискивается с камня на бумагу, благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.
Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно.
Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность.
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod.ru