Публику в фойе встречали вооруженные люди с балаклавами на лицах
Молодежный драматический театр накануне Дня солидарности в борьбе с терроризмом провел читку пьесы тольяттинского драматурга Вадима Леванова (1967-2011) «Зрители».
Вступление требует несколько пояснений. Во-первых, тольяттинский МДТ и Вадима Леванова связывало десятилетие творческого сотрудничества, даже после смерти драматурга театр обращается к его творчеству. Во-вторых, под читкой подразумевается не готовый спектакль, а чтение пьесы, разыгранное актерами под руководством режиссера – промежуточный вариант между репетицией и итоговой работой. В третьих, нынешний показ приурочен ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом – эта памятная дата ежегодно отмечается в России 3-го сентября. Когда принимали решение, какой литературный материал взять в работу для проведения мероприятия, выбор сразу остановился на пьесе «Зрители»: она не говорит о борьбе с терроризмом прямолинейно, в лоб, но в ней присутствует чувство тревоги и беспричинной опасности.
В разных источниках автором указано следующее время написания произведения: 1989, 1991, 1995 годы. Это один из самых ранних текстов автора, к которому он возвращался в течение нескольких лет. Пьеса имеет посвящение: «Посвящается
Владимиру Захарову».
Владимир Борисов, одноклассник Вадима Леванова, рассказывал при подготовке комментариев к
полному собранию сочинений автора:
- Владимир Захаров – это друг Вадима по самарскому институту культуры, учился в группе с Маргаритой (жена Вадима Леванова, - Авт.). Человек очень интересный, писал стихи, сочинял музыку. До сих пор помню его шикарное стилизованное шуточное стихотворение «О, Вадим, ты моя Коломбина!..» Но однажды, когда он подрабатывал диджеем в парке Гагарина, на танцах завязалась грандиозная драка. Он попытался увещевать участников сначала через микрофон, потом и физически. И получил смертельное ранение ножом.
Олег Куртанидзе, режиссер читки, отметил, что хотя произведение написано больше двух десятилетий назад и автор перестал обращаться к нему еще в 1995 году, оно до сих пор звучит свежо и остроумно. Во время показа публика часто смеялась. А по окончании программы на лицах некоторых зрителей можно было заметить слезы. Кто-то даже посетовал, почему после читки не было проведено обсуждение, ведь такой лабораторный формат предполагает, что у зрителей может возникнуть желание поделиться впечатлениями от увиденного. Скорее всего, на последующих подобных мероприятиях это пожелание будет учтено.