Семейные АзБуки в воскресной школе Казанского храма
Сегодня, 30 сентября, в воскресной школе Казанского храма Тольяттинский краеведческий музей представил блок «Локальной истории» своей новой программы «Семейные АзБуки», нацеленной на восстановление нарушенной в СССР и постсоветский период связи поколений. Восстанавливали связь музейщик, два психолога (Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти) и священник.
Как сообщили TLTgorod в отделе по связям с общественностью ТКМ, фактическим историческим материалом для идентификации человека 21 века с предком стали документы из фондов музея, описывающие события Гражданской войны и первых лет советской власти в Ставрополе и уезде. После «митинга за советскую печать» (игра-реконструкция по редкой книге 1923 года «Как и о чем писать в газету») тольяттинский семьи узнали, что, будучи неграмотным, вполне можно написать заметку в газету. Главное, знать «правильные слова» эпохи, указывать фамилии всех врагов, ссылаться на построение «нового мира» при каждом случае, когда по привычке начинает говорить голос совести (совесть, как известно, в советском мире вещь коллективная и вполне формируемая…).
Далее тольяттинцы разбирали две истории из воспоминаний участника установления советской власти, командира карательного отряда красных, участника трех революций (1905, февральской 1917 и октябрьской 1917), милиционера, председателя комбеда (Комитета бедноты), борца с кулачеством и бандитизмом в Ставрополе, жителя с. Ташелки Ставропольского района Степана Горячева (1891 г.р.).
Первая история касалась ставропольского священника, который в годы Гражданской войны прятал в храме красных от белых, когда последние пришли в город. Вот как она описана в воспоминаниях: «… Не все попы содействовали белогвардейцам. В Ставрополе было две церкви. Одна из них называлась Троицким собором, другая – рангом пониже (Успенская церковь). Вот в ней служил священником Крылов. Во время захвата города белыми в Гражданскую войну в июне 1918 г. он в церкви прятал красных. Фамилии людей, спасенных им, не помню. У Крылова было два сына – старший воевал против красных, а младший в рядах красных. После разгрома контрреволюционных банд и войск Колчака он проживал в Самаре».
Тольяттинцы старались понять, почему священник так поступил, ведь красные были против Бога, боролись с религией, взрывали церкви, убивали священнослужителей… Возникло несколько версий, объясняющих этот нерядовой поступок: священник не мог решить личную дилемму (он как бы спасал собственного сына, который был на стороне красных); священник спасал людей – потому что он священник (главное, спасти человеку жизнь, может, он заблуждается – а там, время, Бог рассудит); священник испугался за собственную жизнь. Взрослые и дети разделились на три группы и аргументировали свои предположения. Примечательно, что часть людей (не только взрослых, но и подростков) металось из группы в группу – совсем как в Гражданскую войну… Уверенные спокойные лидеры становились маяками для потерявших ориентиры. С ними, и правда, спокойнее. А там, и время, и Бог рассудят… Или кто-нибудь из них, кто останется…
Вторая история была совсем простая. Ученик, чтоб выслужиться перед ЧК и продвинуться по карьерной лестнице, сослал в Сибирь свою учительницу за то, что та хранила портрет царя в сундуке…