Сцены из спектакля «Повесть временных лет»
В последний день осени, 30-го ноября, Тольяттинский театр кукол отметил свой день рождения – 45 лет. Именинника поздравили не только тольяттинские театры, но и представители дружественных кукольных театров из многих российских городов. В этот вечер состоялась премьера спектакля с нехарактерной для кукольного репертуара возрастной категорией 16+. Да, Тольяттинский театр кукол крайне редко, но все же ставит спектакли и для взрослых.
Быть может, для расширения аудитории имело смысл снизить возрастную категорию до подросткового возраста 12+. Но если выбросить из спектакля сцены насилия и сцены, намекающие на секс, то от постановки останется совсем немного.
Не ужасайтесь вышесказанному, потому что настала пора удивляться: в театре кукол поставили, ни много, ни мало, спектакль по мотивам наиболее раннего дошедшего до нас древнерусского летописного свода начала XII века – «Повесть временных лет». В летописи история начинается с библейских времен и заканчивается 1117 годом.
Архаичный язык произведения настолько не близок современному зрителю, что воспринимается как иностранный. Впрочем, в спектакле не так уж и много текста, а больше действия, движения. В рамках ограниченного хронометража схематично показано зарождение и становление народа — в беспредельно жестокое время, отличающееся крайне суровыми нравами.
Кто-то из зрителей посетовал, что подобный спектакль мог появиться на сценах драматических театров Тольятти: «Колеса», «Дилижанса», Молодежного драматического театра. Но куклы?! Вообще, в широких массах мнение о кукольном театре простое: кукла должна быть похожа на человека или животное, представление должно вестись из-за ширмы и т.д. Здесь же — актеры находятся на сцене. Куклы — беспредметные, в виде различных чурбачков, похожих на кегли. Актеры то «купаются» в них, словно в море, то «казнят» их, словно врагов, отпиливая «головы». Даже автомобильные шины присутствуют здесь в большом количестве, подсознательно проводя параллели между становлением Киева — матери городов русских, и сегодняшним майданом. Порой крупная щепа, чурбаки и шины летят в зал. Хорошо, что перед сценой и первым рядом изрядное пространство, и все эти довольно крупные предметы не попадают в зрителей, лишь подкатываясь к самым ногам.
Актеры, взаимодействуя с предметами, то являются к нам в виде былинных персонажей, то княжеские распри вдруг предстают перед нами в виде бандитских разборок 1990-х годов. Например, все помнят из школьной программы пушкинскую «Песнь о вещем Олеге». Здесь в этой истории фигурируют персонажи в спортивных костюмах и золотых цепях. У одного на спортивной куртке написано «Олежа», у другого «Конь». По ходу действия мы видим жуткую сцену, как Олежа забивает Коня струганой битой. Но помните у Пушкина: Примешь ты смерть от коня своего»?
Целиком «Повесть временных лет» ставить на сцене даже драматического театра — немыслимо. К тому же за основу была взята не летопись, а одноименная пьеса Галины Пьяновой, руководителя театра ARTиШОК в Казахстане. Над постановкой работал главный художник этого же театра Антон Болкунов. Режиссер спектакля — Александр Янушкевич, выпускник Белорусской академии искусств, работал актером и режиссером в Белорусском театре кукол, был худруком Пермского театра кукол. В этом году номинирован на «Золотую Маску» с петрозаводским спектаклем «Сад», а в 2014-м стал лауреатом национальной театральной премии с пермским спектаклем «Толстая тетрадь». Музыку к «Повести временных лет» написал тольяттинский композитор Эдуард Тишин.
Это необычная, завораживающая постановка, ее стоит посмотреть хотя бы ради любопытства. Разве не интересно, как историю, не предназначенную для сцены, удалось изложить сценическими средствами?
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod