Саша Расков — молодой тольяттинский писатель, который возник на литературной сцене города буквально полгода назад, но уже успел завоевать более 6 тысяч читателей в соцсетях. Как отмечает сам автор, он работает в жанре провинциального реализма, а потому герои его коротких рассказов — самые обыкновенные люди. В интервью TLTgorod он рассказал, почему и зачем начал писать, откуда берет сюжеты для своего творчества, а также о том, знает ли его кто-нибудь в городе.
- Саша, не так давно ты неожиданно появился на просторах интернета со своими небольшими рассказиками, как чёрт из табакерки. Модный сайт, красивые иллюстрации, раз в неделю новый рассказ. Но о тебе ничего толком неизвестно. Расскажи о себе. С чего ты вдруг начал вообще писать? - Старина, можешь назвать меня разгильдяем, глупцом, пьяницей, но только не чертом. Я хоть и не гоню за АУЕшную тему, всё-таки побаиваюсь таких сравнений (улыбается). Да в общем нечего рассказывать. Я, типа, обычный парень, который работает на рутинной работе и живёт с божьей помощью (за счёт богатого папы). Такое положение, честно говоря, меня никогда не радовало. Как будто вся жизнь по сценарию: родился, закончил детсад, закончил школу, закончил универ, закончил армию, закончил работу, а там и до смерти не далеко. Как-то слишком грустно. Чего бы на этом фоне не писать?
- Почему ты решил заняться именно этим? Сейчас модно, например, читать рэп, постить в Инстаграм и быть видеоблогером. Но никак не быть литератором.
- Не знаю. Реально не знаю. Я хоть и неплохо кривляюсь в жизни, на камеру выходит как-то стрёмно. А с писательством, оно ведь по-другому выходит. Когда напишешь очередную историю, она будто оживает. Понимаешь? Ещё вчера о чём-то знал только я и пару человек, а уже сегодня есть шанс рассказать об этом миру. Да, знаю, звучит достаточно пафосно. Но это, пожалуй, основная причина всего. Желание поделиться с миром. Не мыслями своими, как говорят подростковые авторы, а историей. Живой историей, которая была бы интересна будущим поколениям.
- Почти все твои рассказы невероятно короткие. Герои - молодые люди и юные леди. Сюжетная линия вращается вокруг двух-трех ходов: пьянка, любовь, секс, душевные разговоры, пацанские темы. Это все из твоей жизни? Чем именно ты здесь хочешь поделиться с миром?
- Ну, слушай, не всё так примитивно, как кажется. У каждой истории есть собственная идея. Да, общий фон может быть схож, оно и понятно в условиях рабочего города, но ситуации всегда разные. Генеральная идея того, что сейчас выходит - тема взросления. Я хочу передать ситуации, которые меня чему-то научили. Сначала я думал так, а потом что-то произошло и это стало уроком.
- Все истории реальные? Или это выдумка?
- Основа у всех реальная, детали выдуманы. Если в процентах, то я бы оценил от 50 до 99% правды. Где-то больше, где-то меньше.
- Но всё же: что случилось такого в твоей жизни, что ты начали писать? Стал смелее? Умнее? Или кого-то прочитал и решил быть не хуже, чем он?
- Скорее разочаровался во всём. Напился как-то в очередной раз, сел перед телеком. Ну, думаю, грустно как-то жить, что ли. Нет смысла никакого. Жену и детей неохота, богатеть как-то лень. Чем заняться-то? Ну и решил, что можно этим. Короче говоря, всё от отчаяния. И от тленности жизни (смеётся). Я бы рад, старина, рассказать романтическую историю, как мне всекли около пивнухи и я прозрел на литературу. Но ничего такого не было… А! Вспомнил! Я ещё всем бывшим обещал, что обязательно про них напишу. Вот и написал (смеётся).
- Обычно в русской традиции писатель - это грустный мыслитель, который с печалью смотрит на настоящее и пытается его образно передать. Ты, смотрю, несколько другой человек - более простой и весёлый. Кто-то из признанных отечественных или зарубежных авторов тебе знаком? Вдохновляет? Что-то сам читаешь? Или только пишешь?
- Сейчас такое время, когда сами авторы никого не читают. Концентрируются только на себе любимых, а вокруг не смотрят. Я, к счастью, не такой. Из зарубежного я большой фанат попсы типа Сэлинджера и Буковски. Из российских авторов мне нравится Владимир Козлов, Сергей Минаев и, пожалуй, Игорь Савельев. Ах да, пробовал читать Алёхина, но мне показалось скучным.
- Мне почему-то начинает казаться, что твоя разухабистая манера общения - это поза, которую ты сознательно выбрал. Ошибаюсь? Если нет, то почему именно такой образ?
- Не, я бы не сказал, что это образ. Образ у меня на работе, где я стараюсь вести себя тихо и не косячить. А в писательской деятельности наоборот - я такой, какой и есть. Сегодня угощаю девчонок в баре и зажигаю на танцполе, а завтра грустно ложусь спать в 10 вечера.