Ни для кого не является открытием, что в настоящее время состояние дорожной сети в Тольятти не способно передвижение комфортное передвижение транспорта и соблюдение расчетного скоростного режима. На многих участках в «часы пик», и не только, возникают автомобильные заторы. А с учетом того, что количество личного транспорта постоянно растет, проблема с каждым годом усугубляется все больше. Как было сказало на «круглом столе», низкая пропускная способность возникла ввиду совокупности нескольких факторов: неверный подход к устройству дорожной сети в целом, нарушение нормативов при строительстве кольцевых развязок, из года в год откладывающийся на «потом» вопрос строительства «лесной» дороги и т.д..
Участники «круглого стола» констатировали, что отсутствие необходимого количества парковочных мест стало причиной настоящей войны между автомобилистами и пешеходами. К сожалению, для Тольятти стало нормой, что машины ставятся на тротуары, газоны, детские площадки. Ситуацию еще больше усугубило изменение, внесенное депутатами Самарской губернской думы в апреле 2013 года в закон «Об административных правонарушениях на территории Самарской области». Как известно, оно отменило штрафы за парковку на газонах. Большая часть автолюбителей восприняло такое законодательное новшество как разрешение ставить машины на газоны.
В ходе обсуждения было сказано о нескольких направлениях решения этой проблемы. Во-первых, УК и ТСЖ должны позаботиться о том, чтобы внутри кварталов была нанесена парковочная разметка. Во-вторых, проблему помогло бы облегчить строительство подземных парковок и многоуровневых парковок. Но инвесторы пока не торопятся – не видят экономической целесообразности. Ведь при строительстве подземных паркингов значительно увеличивается стоимость сооружений, а под большинством построенных объектов невозможно оборудовать парковки по техническим причинам и из соображений безопасности. Многоуровневые парковки тоже стоят не дешево. Плюс сказывается отсутствие культуры у автовладельцев, которым легче бросить машину, где попало, поближе к своему дому, чем тратить время и деньги на паркование машины.
Городские власти стараются как-то решить проблему. Так, по словам главного архитектора города Георгия Нементова, согласно новым градостроительным правилам, количество парковочных мест перед жилым новостроем должно составлять не менее половины от количества квартир в доме. Но пока этого явно недостаточно.
В-третьих, участники обсуждения сошлись во мнении, что депутатам будущей Тольяттинской городской думы необходимо выступить с инициативой ввести в статью № 4.18 закона «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» пункты, запрещающие стоянку на детских площадках, пляжах, создание помех уборочной технике.
Тот факт, что состояние ливневой канализации в городе никудышное, показали события 10-11 июля, когда в городе приключился настоящий потоп. Как выяснилось на «круглом столе», Центральный район Тольятти обеспечен ливневой канализацией всего лишь на 45 %, Комсомольский - и того меньше. Участники «круглого стола» пришли к выводу, что депутатам и общественности необходимо жестче требовать от городских властей решения этой проблемы. Начать надо с того, чтобы были определены собственники сетей, которые обязаны следить за их пропускной способностью. А технические решения по оборудованию ливневками конкретных дорог существуют.
Инициативы по этому пункту повестки сразу после «круглого стола» были направлены заместителю мэра по городскому хозяйству Сергею Анташеву.
Бурную дискуссию вызвала проблема с передвижением инвалидов по улицам города. По словам депутата ТГД последнего созыва Натальи Хмельницкой, Тольятти до сих пор очень далек от того, чтобы считаться городом со средой, в равной степени доступной для всех его жителей. «Съездами для инвалидных колясок оборудованы далеко не все пешеходные переходы, с тротуарами ситуация вообще аховая, - сказала Наталья. – Уменьшение высоты бордюрного камня не решает проблему, поскольку само наличие бордюра на переходе уже является препятствием. Причем страдают от этого не только инвалиды–колясочники. Буквально сегодня наблюдала ситуацию, когда на дороге возникла пробка из-за того, что переходившая дорогу женщина не могла перетащить коляску – их сейчас с маленькими колесами делают – через бордюр».
Кроме того, по словам депутата, слабовидящим людям на улицах города находится просто опасно. На пешеходных переходах и тротуарах Тольятти практически нет тактильной плитки контактного цвета. Слишком мало светофоров, оборудованных специальными звуковыми сигналами. Опять же, улучшение жизни тольяттинских инвалидов во многом будет зависеть от того, будут ли отстаиваться их интересы депутаты в тольяттинской городской думе нового созыва.
Все участники «круглого стола» сошлись во мнении, что воплощение в жизнь проекта «Гражданской Платформы» «Удобные дороги» принесет огромную пользу городу. Понятное дело, на реализацию всех этих планов требуются средства из бюджетов различных уровней. Но чтобы их получить, необходима инициатива депутатов нового созыва Тольяттинской городской думы, которые не на словах, а на деле стремятся решить назревшие проблемы.
Справка TLTgorod
Этапы проекта «Удобные дороги»
1. Приведение кольцевой развязки ул. 40-летия Победы – ул. Автостроителей – ул. Свердлова в соответствие с нормативами.
2. Организация регулируемого сквозного проезда через следующие кольцевые развязки: ул. Свердлова – пр-т Степана Разина, ул. Свердлова – пр-т Московский, ул. Ворошилова – Южное шоссе.
3. Строительство трех основных узлов на трассе Южного шоссе в разных уровнях на пересечении с узлами: Юбилейной, Обводной дороги и 40-летия Победы – Хрящевское шоссе.
4. Строительство участка Обводной дороги от дороги на Санчелеево до Борковского шоссе.