В 1992 году власти России и США подписали соглашение, которым Правительства двух стран, руководствуясь, как сказано в документе, «взаимным интересом к сотрудничеству с целью облегчить оказания гуманитарного и технического содействия в поддержку рыночно-экономических и демократических реформ на благо народа Российской Федерации; признавая, что Правительство Российской Федерации ценит гуманитарную и техническую помощь и отмечает важную положительную роль, которую могут играть неправительственные организации Соединенных Штатов Америки в оказании такого содействия; признавая, что всестороннее сотрудничество между Сторонами будет направлено на эффективное использование я этого содействия; договорились, что товары, поставки или другая собственность, предоставляемые или используемые в связи с 2 программами содействия США могут ввозиться в, вывозиться из или быть использованы в Российской Федерации без обложения какими-либо тарифами, сборами, таможенными пошлинами, налогами на импорт или другими подобными налогами или сборами, установленными Российской Федерацией или любым ее подразделением».
Важно, что в соответствии с формально действующей статьей 15 Конституции Российской Федерации международные договоры России являются составной частью её правовой системы.
Я, как законопослушный российский гражданин, осуществляя общественную деятельность, искренне полагала, что данные межправительственные соглашения, а также нормы закона позволяют мне свободно заниматься реализацией общественно значимых проектов на территории Российской Федерации. В частности, осуществлять общественное, непартийное наблюдение за выборами не в интересах партий и кандидатов, а в интересах соблюдения прав российских граждан с использованием средств, полученных в установленном законом порядке в виде пожертвований от российских организаций и организаций США, законно осуществляющих свою деятельность на территории России. Именно это и делали организация «ГОЛОС» и я, как один из многочисленных инициаторов её создания и деятельности.
14 марта 2016 года, игнорируя нормы данного соглашения, в отношении меня было вынесено определение Самарского областного суда, которым с меня, как с физического лица, будут взысканы 2 миллиона 900 тысяч рублей налога на прибыль, штрафы и пени наложенные на юридическое лицо. Прибылью суд признал пожертвование, полученное общественным фондом «ГОЛОС-Поволжье» (Самара), где я являюсь руководителем, на организацию наблюдения за ходом выборов.
История вопроса:
Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС-Поволжье» был создан в Самаре в 2007 году. Наш фонд никогда не имел валютных счетов, мы никогда непосредственно не получали средств из иностранных источников.
Между тем, с сентября 2010 года по октябрь 2012 года общественный Фонд «ГОЛОС» (Москва) получил пожертвование из средств американских граждан от Агентства по международному сотрудничеству USAID на проект «Прозрачные выборы», при этом, не смотря на наличие международного соглашения, оплатив налоги в пользу Российской Федерации. Законно полагая, что полученное пожертвование после уплаты налогов является собственностью общественного Фонда «ГОЛОС» (Москва) и он может распорядиться этой собственностью для осуществления программ в общественных интересах граждан России.
Российский Фонд «ГОЛОС» часть средств передал по договору пожертвования российскому же фонду «ГОЛОС-Поволжье» (Самара) на осуществление программы «Прозрачные выборы», предусматривающую организацию общественного наблюдения за выборами в органы власти, на просвещение избирателей с целью стимулирования их участия в выборах.
Программа общественным фондом «ГОЛОС-Поволжье» (Самара) была реализована, все средства потрачены на указанные цели, ни одна копейка из них не была присвоена, либо потрачена не по назначению.
По российскому законодательству пожертвование не должно облагаться налогом, если оно потрачено на общественно полезные цели. Я и мои коллеги, волонтеры-наблюдатели, были уверены, что прозрачные, честные выборы, информированные о законах избиратели – это и есть общественно полезная цель. Уверена, что в любой стране честные выборы признаются полезными для общества.
Но… из-за того, что отношения между Россией и США почему-то испортились, заложниками оказались законопослушные граждане России.
По утверждению МИД РФ соглашение между Россией и США от 4 апреля 1992 года было денонсировано российской стороной, однако Распоряжение Правительства Российской Федерации о его денонсации до настоящего времени официально так и не опубликовано*.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
*Требование обнародования нормативного правового акта от имени государства компетентным органом публичной власти обусловлено общепризнанным принципом правовой определенности, на основе которого устанавливаются отношения государства и индивида, и означает всеобщее оповещение о том, что данный нормативный правовой акт принят и подлежит действию в изложенном аутентичном содержании (либо прекратил свое действие). Только в этом случае на лиц, подпадающих под его действие, распространяется общеправовая презумпция, в силу которой незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение (Постановление Конституционного Суда России от 27.03.2012 N 8- П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И.Д. Ушакова").
----------------------------------------------------------------------------------------------
Затем налоговая инспекция г. Самары провела проверку за 2010- 2012 годы фонда «ГОЛОС-Поволжье». Воспользовавшись позицией МИД РФ от 19 сентября 2012 г., что «характер работы представителей Агентства (USAID) в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества», налоговая инспекция переквалифицировала договор пожертвования 2010 года, объявив его договором оказания услуг в интересах США, а программу «Прозрачные выборы» выполненной в интересах США!
И честные выборы, и информированный избиратель в России оказались вдруг исключительно интересами граждан США. По оценке самарских налоговиков, программа «Прозрачные выборы» ни много ни мало нарушает безопасность граждан России!
Исходя из такого взгляда на международные отношения, налоговая инспекция Самары НАЧИСЛИЛА НАЛОГ на все средства, полученные нами от Фонда «Голос» (Москва) и потраченные целевым образом Пожертвования на программу «Прозрачные выборы».
Таким образом, ко мне и к организации применили санкции задним числом. В 2010-2012 годах, при действующем соглашении между Россией и США и легальной работе в России USAID, я никак не могла знать, что в конце 2012 г. возникнут претензии к деятельности этого Агентства, а финансовые средства, полученные от этой организации в прошлые годы, перестанут быть общественно полезными и станут налогооблагаемыми. Более того, у государственных органов нет претензий к содержанию моей деятельности, деятельности фонда «ГОЛОС-Поволжье» или фонда «ГОЛОС». Фактически на меня и мою организацию возложили ответственность за претензии к деятельности USAID, но я не могу отвечать за действия третьих лиц.
Меня, как руководителя общественной организации, осуществляющей общественный контроль за выборами, объявили человеком, «умышленно нанесшим вред государству». Так как я, якобы, умышленно не уплатила налоги на деньги, полученные от иностранного государства. Хотя, повторюсь, возглавляемая мною организация «ГОЛОС-Поволжье» получила пожертвование от российского Фонда «ГОЛОС».
ТАК МЕНЯ СДЕЛАЛИ ЗАЛОЖНИКОМ СИТУАЦИИ И ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗА ИСПОРТИВШИЕСЯ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И США.
Уважаемые Господа Президенты!
У меня нет таких денег, которые с меня требуют суды Самарской области за испорченные отношения между двумя странами. За все время моей общественной деятельности в общественной (не коммерческой!) организации «ГОЛОС-Поволжье» я не получила даже сопоставимого по суммам дохода в виде заработной платы. Я осознавала, что работаю в общественных интересах!
Вступившее в силу 14 марта 2016 года решение Самарского 6 областного суда означает, что в уплату этого долга я обязана ответить своим очень скромным имуществом: единственным жилищем (однокомнатная квартира 33 кв. метра) и взысканием на мою пенсию, составляющую 11 000 рублей (или $150) в месяц. Фактически исполнение судебного решения лишает меня средств к существованию.
Поскольку налоговая инспекция и судьи, кроме своих прямых обязанностей, занялись перекладыванием ответственности за международные отношения России и США на скромного гражданина, проживающего в Самаре, я обращаюсь к Вам, уважаемые господин Обама и господин Путин с искренней просьбой найти возможность урегулировать данный вопрос, а также содействовать повышению профессиональной квалификации самарских судей и налоговиков, способствовать расширению их общего мировоззренческого уровня. Думаю, мои коллеги из общественной организации «ГОЛОС» могли бы выполнить и такую программу.
Прошу также президентов двух Великих держав оказать мне материальную помощь в сумме два миллиона девятьсот тысяч (2 900 000) рублей, чтобы я могла исполнить решение Самарского областного суда, оформив помощь так, чтобы в последствии её вновь не обложили налогом.
И, пожалуйста, помиритесь. И президентами, и странами. Люди ждут мира, а не разногласий.
С уважением,
Людмила Кузьмина
17 марта 2016 года