Рубен Варданян, Владимир Аветисян и принц Чарльз
Позавчера британская газета The Guardian, «Медуза» и ряд других мировых и российских СМИ опубликовали материалы расследования консорциума журналистов OCCRP, посвященного компании «Тройка Диалог» Рубена Варданяна. По версии OCCRP, инвестбанк использовал 76 офшорных компаний, чтобы вывести из России 4,6 млрд долларов. Среди прочих в расследовании фигурируют самарский бизнесмен Владимир Аветисян и экс-губернатор области Владимир Артяков.
В тексте The Guardian Аветисян на обложке вместе с принцем Чарльзом и Рубеном Варданяном — издание пишет о том, что деньги, прошедшие через «Тройку-ландромат» (ландроматами — прачечными — после серии публикаций OCCPR стали называть сложные финансовые схемы по «отмыванию денег», даже если их криминальное происхождение не доказано) очутились в том числе на счетах благотворительных организаций принца.
А «Медуза»
конкретизирует, что происходило с этими деньгами в России и причем здесь самарский (совсем мелкий, впрочем, в масштабах всей истории) бизнес: «В 2006–2008 годах фирмы из офшорного облака «Тройки» перечислили 38 млн рублей в уставной капитал «Агентства развития энергосистем». В разное время оно владело крупными энергетическими активами: «Мордовэнергосбыт» и «Владимирэнергосбыт». Структура собственников поначалу была непрозрачной, но после 2009 года крупнейшим владельцем стал Владимир Аветисян — бывший член правления РАО ЕЭС. В ответ на запрос OCCRP представитель Аветисяна сказал, что «тот прошел процедуру деофшоризации», — пишет издание.
Как пишет
Другой город, Владимир Аветисян прокомментировал эту историю более подробно. Он назвал бредом аргументы OCCRP о своей связи с «Владимирэнергосбытом» и «Мордовэнергосбытом». Он снова заявил, что прошел процедуру деофшоризации, поэтому «прозрачен и чист для своего родного правительства и государства».
— То, что описывает The Guardian и «Медуза» — это полный бред. Ради того, чтобы назвать несколько фамилий (я себя не имею в виду, я оцениваю свою персону реально), нужно было построить весь этот, извините, бардак. Статья The Guardian заканчивается так: «Да, но компания «Тройка Диалог» никогда ни в чем плохом не была замечена и всегда выполняла международные требования». Зачем тогда это все писали? О себе я понял одно — что к «Владимирэнергосбыту» меня привязали только потому, что я Владимир. А к «Мордовэнергосбыту» — только потому, что у нас был Меркушкин. Другого основания я не увидел, — сообщил Владимир Аветисян.
Однако по данным годового отчета ПАО «Владимирэнергосбыт» за 2017 год, «Агентство развития энергосистем» (ООО «АРЭС») владело 22% акций компании по крайней мере на дату утверждения отчета — 26 июня 2018 года. Оно зарегистрировано в Самаре, по одному адресу с «Самараэнерго», 60% его долей с 2017 года принадлежат Владимиру Аветисяну, а 40% с 2015 года — Александру Розенцвайгу. До этого собственниками компании были несколько оффшоров.
До августа 2015 года «АРЭС» контролировало 84% акций ПАО «Мордовэнергосбыт», после чего акции были проданы нескольким ООО.
По данным годового отчета компании за 2017 год, в состав совета директоров компании входили семь человек. Один из них, Алексей Машин, работал на момент утверждения отчета гендиректором «АРЭС» и входил в совет директоров «Владимирэнергосбыта», а член совета директоров и директор компании Александр Мордвинов в 2011-2014 годах входил также в совет директоров ЗАО «Самарская сетевая компания».
В конце 90-х-начале 2000-х годов у Аветисяна был совместный бизнес с Рубеном Варданяном — инвестиционная компания «Тройка Самара», учрежденная ИК «Газинвест» напополам с «Тройкой Диалог». Впрочем, в 2003 году компания была закрыта, а офис продолжил свою деятельность как филиал «Тройки Диалог».
По словам Владимира Аветисяна, его отношения с компанией Рубена Варданяна не выходили за рамки стандартного пакета услуг, которые предлагают инвестиционные банки:
— У меня были отношения с «Тройкой Диалог» с 1996 или 1997 года. Я познакомился с ними на конкурсе по продаже пакетов акции «Самарагаза», который проводил областной комитет имущества. «Тройка» была нашим конкурентом, и мы ее «хлопнули». После этого мы и познакомились с Рубеном. С тех пор дружим. Отношения среди бизнесменов, они как море — туда волна, сюда волна. С этим сделка, с тем сделка. Ничего такого я в этом не вижу: точно такие же услуги, как и «Тройка Диалог», оказывали множество других компаний. И сейчас у меня лежит на столе стопка писем от банков — предлагают private banking.+
Также Владимир Аветисян подчеркнул, что никогда не пользовался офшорами, чтобы вывести деньги из России:
— Честно могу признаться, я трижды вывозил деньги из России. Это были примерно 1989, 1990 и 1991 годы. Вывозил деньги в трусах: первый раз тысячу долларов, второй раз три тысячи, а третий — десять тысяч долларов. Вот это я выводил из России, но не через офшоры, а через трусы, извините.
Автор: Редакция TLTgorod