Эмилиан Гебрев испытал действие Новичка до Скрипалей?
Картина складывается полностью только сейчас, и вот как видят ее правдоподобный вариант некоторые военные эксперты. Начав обороняться от России после Крыма, Украина обратилась к срочным поискам вооружений. И Гебрев, имевший многолетний и достаточно скандальный опыт соответствующих продаж в места конфликтов — от Эритреи и Пакистана до Никарагуа и Грузии, — оказался в нужное время в нужном месте. Средства заказчика были ограничены, поэтому предлагаемый болгарином оружейный неформат — залежавшаяся на складах амуниция с приближающимся сроком списания и другой военный товар Киев устраивали. Однако налаженный Гебревым чешский коридор снабжения Украины сильно не устраивал Москву…
Начинал устанавливать свои порядки новый — гибридный тип войны, и у нее стали появляться первые герои: в декабре 2014 года Мишкин и Чепига — тут следует назвать их подлинными именами — были представлены к званию «Герой России». До сих пор считалось, что «за Крым».
Сам Гебрев, правда, выступил с заявлением для СМИ, в котором полностью дезавуировал причастность своей фирмы к взрыву 2014 года: Emco, говорится в нем, ничего на Украину не поставляла и не планировала это делать, и убедиться в этом можно в ее архивах. Эту версию как несостоятельную уже отверг генпрокурор Чехии Павел Земан: стоит «верить собранным нами доказательствам», заявил он.
Картонное объяснение Гебрева вполне отвечает многолетней линии оружейника на сокрытие, скажем так, подробностей своей деятельности. При этом он не упустил возможности напомнить властям о том, что они саботируют расследование случая с «болгарским «Новичком» и «не ищут помощи союзников, как Великобритания и Чехия».
Это соответствует действительности.
Правительство Бойко Борисова так и не заняло официальной позиции по делу о покушениях на Гебрева — по мнению некоторых наблюдателей, из-за нежелания дразнить Москву.
А расследовать, похоже, было что и помимо «Новичка»: осенью 2014-го — весной 2015-го на разных военных заводах Болгарии случилось как минимум четыре инцидента со взрывами. Два из них, подчеркивает Гебрев в последнем заявлении, «произошли в период, когда оперативники российских спецслужб действовали на территории Болгарии как у себя дома».
Это подтверждается словами Бойко Ноева, который дважды занимал должность министра обороны Болгарии (1994–1995 и 1999–2001 гг.) и руководил представительством Болгарии при НАТО в 1996–1999 гг. «В первой половине 2015 года, — пишет он, — а это период бурного роста болгарского экспорта оружия в те пункты назначения, которые напрямую затрагивали интересы России, особенно в конфликтах на Ближнем Востоке, — ГРУ уже перехватил массив коммуникаций между болгарскими и иностранными контрагентами по этому экспорту, в том числе между государственными властями. Часть данного массива впоследствии стала публичной в пропагандистской войне против болгарской военной промышленности. 21 марта и 14 апреля 2015 года были взорваны склады «ВМЗ Сопот», самого большого предприятия военно-промышленного комплекса Болгарии. Эти взрывы официальные лица тогда охарактеризовали как "саботаж". Взрывы были организованы профессионально, без человеческих жертв. В конце апреля было совершено нападение на Гебрева, а 6 июня в результате «несчастного случая» на полигоне Анево во время испытаний оружия для официальных американских учреждений погиб гражданин США. И ни в одном из этих случаев болгарские власти не проявили целеустремленности и еще меньше мужества, чтобы рассмотреть их возможную взаимосвязь».
…Эта история продолжается. Известный расследователь Христо Грозев заявил в интервью Болгарскому национальному радио, что за взрывами в чешской Врбетице (там был еще один, в декабре) и болгарском Сопоте стоят одни и те же люди — военнослужащие войсковой части ГРУ 21955. А в октябре 2014 года, написал Грозев в своем фейсбуке, в Чехии побывали не только Петров и Боширов, но и «все руководство в/ч 21955». Расширенное сообщение на эту тему будет опубликовано «при первой возможности».
Геннадий Габриэлян