Максим Соколов
Сменивший владельцев и команду топ-менеджмента «АвтоВАЗ», наконец, объявил о том, что именно теперь завод сможет и будет производить в ближайшее время. За признанным успешным перезапуском «облегченной» «Гранты» последуют версии «Нивы». А ранее звучавшие идеи релокации в Тольятти модели «Duster» бывшего хозяина автогиганта, концерна «Renault», стоимостью в миллиард, оказались химерами.
Как пишет
Самарское обозрение, всю вторую половину 2021 года и начало 2022 завод лихорадило — менеджмент Renault не мог обеспечить стабильное снабжение его комплектующими в необходимых размерах, поэтому конвейер регулярно и непредсказуемо останавливался.
После начала спецоперации на Украине Renault Group вообще остановила работу завода в Москве и начала переговоры по выходу с АО «АвтоВАЗ». 16 мая Министерство промышленности и торговли РФ заявило о переходе российских активов группы Renault в государственную собственность: ЗАО «Рено Россия» досталось правительству Москвы, 68% — российскому государству в лице ФГУП «НАМИ».
Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам 2021 года Renault входил в топ-5 самых продаваемых марок в России. Главным бестселлером был Duster — единственная модель Renault в топ-10 самых продаваемых в России в 2021 году.
После выхода Renault из России, именно Duster воспринимался, как главное наследие французов в модельной линейке.
Предполагалось, что АО «АвтоВАЗ» локализует Renault Duster в Тольятти под брендом Lada. По крайней мере, об этом сразу после перехода «АвтоВАЗа» в госсобственость сообщил директор департамента автопрома и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Денис Пак в эфире «России 24» (ВГТРК).
Однако вскоре стало понятно, что с локализацией Duster все сложно. 16 июня на XXV Петербургском международном экономическом форуме Максим Соколов уже прямым текстом озвучил сомнения в перспективах выпуска моделей Renault.
23 июня в Тольятти прошла крупная конференция поставщиков. Соколов в своем выступлении там отметил, что «АвтоВАЗ» успешно перезапустил производство LADA Granta, на очереди NIVA Legend, NIVA Travel и другие модели». В его словах нет ни намека на машины модельного ряда Renault.
Потенциальный отказ от модельного ряда Renault и конкретно от Duster легко объяснить рядом причин, лежащих по большому счету на поверхности.
Запуск Duster или любой другой модели Renault никак не вписывается в решение задачи технологического суверенитета, так как «АвтоВАЗ» тогда вернется в полную зависимость от французского концерна до момента полной локализации всех выпускаемых автомобилей (а это локализация опять-таки требует миллиардных инвестиций и довольно продолжительного времени).
Как утверждают источники, для запуска всех моделей Renault потребуются уже десятки миллиардов рублей.
Главная проблема — в крайне низком уровне реальной локализации и Duster, и других моделей французского концерна.
По словам источников, реальная полноценная сборка Duster в ближайшей перспективе невозможна, постановка модели на конвейер «АвтоВАЗа» может занять годы. Разные источники называют разные сроки, речь может идти о том, что полноценная локализация потребует до трех-четырех лет.
Более того, есть ряд позиций (те же двигатели, стабильная автоматическая коробка передач), по которым нет ни готовых решений, ни аналогов в России.
То есть говорить о том, что Duster может помочь запустить конвейер ВАЗа и загрузить персонал уже в 2022 году, не приходится, это долгосрочный проект с сомнительными перспективами.
Автор: Редакция TLTgorod