Роман Путин (в костюме) и Дмитрий Медведев
В конце прошлой недели компания Putin Consulting распространила заявление своего основателя – двоюродного племянника президента России – Романа Путина. Родственник главы государства выступил с инициативой ограничить генподрядный процент для государственных и коммерческих компаний, выигравших тендеры.
В качестве примера Путин приводит практику, сложившуюся в структуре РЖД. По его словам, компания, которая выигрывает тендер у этой госмонополии, поручает выполнение работ субподрядчикам, оставляя себе за «посреднические услуги» иногда до четверти от общей суммы заказов. В свою очередь, субподрядчикам приходится исполнять контракт с минимальной прибылью и на всем экономить, из-за этого качество работ критически падает.
«Все [исполнители], от начальников департаментов до руководителя, пытаются подставить фирму-прокладку для снятия сливок с контракта. После чего исполнителю остается сумма, при которой они еле выживают», – пишет Путин. В четверг он отправил письмо со своими предложениями депутату Госдумы Александру Хинштейну. «Пока ждем реакции от Хинштейна и его коллег по Комитету по безопасности и противодействию коррупции. Надеемся, депутаты не будут затягивать с рассмотрением вопроса. Возможно, [мы] проведем парламентские слушания, инициируем общественное обсуждение в случае серьезного интереса делового сообщества к проблеме», – рассказал Slon Роман Путин.
Позже
в своем аккаунте в Facebook он уточнил, что подобные схемы использует строительная компания УК «Трансюжстрой». Со ссылкой на «френда по ФБ» Роман Путин
утверждает, что эта компания «откусывает с каждого контракта минимум 35% (25% официально + откат), а потом начинает кошмарить субподрядчика, который должен и налоги заплатить, и откаты выплатить, и объект построить, авансируя собственные средства». А после завершения строительства генподрядчик пытается снизить стоимость уже построенных объектов. Субподрядчикам приходится использовать труд нелегальных мигрантов, вести черную бухгалтерию, но, несмотря на все ухищрения, их прибыль составляет всего 5%. Особенно возмущает Путина, что собственником «Трансюжстроя» является кипрская компания «Апельсино Холдингс», а ее реальные владельцы спрятаны за цепочкой офшоров.
Кто станет жертвой?
УК «Трансюжстрой» – один из крупнейших подрядчиков РЖД. Компания активно принимала участие в подготовке к Олимпиаде в Сочи, в частности
строила новые вокзалы в Адлере и Олимпийском парке, а также занималась строительством одной из самых дорогих в мире железных дорог – 48-километровой Адлер – Красная Поляна стоимостью более 250 млрд рублей.
Среди подрядчиков госмонополии «Трансюжстрой» считается компанией, близкой к вице-президенту РЖД по строительству
Олегу Тони. Ранее
хозяевами компании были ее председатель совета директоров
Анатолий Антипов (72,91% акций) и гендиректор
Александр Шевелев (18,23%). Антипов вместе с Олегом Тони был
учредителем «Трансстройбанка» и совладельцем ряда строительных компаний. В феврале 2014 года компании «Трансюжстрой» посвятил одно из своих расследований
Алексей Навальный. По словам Путина, работа Навального «заслуживает уважения, но его политические взгляды я не разделяю. Именно поэтому совместная работа невозможна», – заявил он Slon. В самом «Трансюжстрое» в ответ на просьбу прокомментировать заявления Романа Путина удивленно спросили: «А кто это?»
Из салона связи в советники губернатора
36-летний двоюродный племянник президента Роман Путин в последние годы
совершил резкий карьерный рывок. Он родился в Рязани, окончил военную академию, руководил салонами-магазинами оператора сотовой связи МТС в Рязанской области, затем был советником по безопасности мэра Рязани
Федора Пpoвoтopoва, который известен
благодаря громким уголовным делам за участие в ДТП и незаконное предпринимательство. Отец Романа –
Игорь Путин – был чиновником Рязанской областной лицензионной палаты, с 2005 года стал
работать в советах директоров различных банков: «АвтоВАЗбанк» (2007–2008 годы), «Мастер-банк» (лицензия отозвана в ноябре 2013 года из-за отмывания денег), «Русский земельный банк» (лицензия отозвана в марте 2014 года).
Сын решил пойти по стопам отца. В 2012 году Роман Путин
стал советником по социально-экономическим вопросам губернатора Новосибирской области
Василия Юрченко и советником по инвестициям губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
Дмитрия Кобылкина. В феврале 2013 года он создал компанию Putin Consulting, оказывающую предпринимателям услуги по привлечению финансирования, Government Relations и Public Relations. На сайте компании
отмечается, что «сегодня российские компании недостаточно устойчивы к внешним вызовам. Бизнесу не хватает финансирования, административного ресурса, его давят налоги и коррупция. Иностранным инвесторам мы гарантируем надежную защиту их инвестиций».
Новый бизнес развивается успешно. В понедельник компания Putin Consulting подписала соглашение о сотрудничестве с Национальным инвестиционным агентством «Инвестируйте в Россию» при Минрегионе. «Мы получили большое количество проектов и сейчас находимся на этапе их экспертизы. Более того, из-за объема входящих предложений мы вынуждены усилить проектную экспертизу», – рассказал Slon Роман Путин.
Поможет ли админресурс?
Зачем успешный бизнес-консультант Роман Путин в одиночку решил бросить вызов сложившемуся укладу госмонополии и ее крупнейшему подрядчику – УК «Трансюжстрой»? Помимо компании Putin Consulting, Роман Путин владеет долями в ряде компаний, связанных со строительством и обслуживанием железных дорог. Недавно он стал владельцем 15% ООО «СантСтрой»,
которое проектирует и строит системы электрификации и электроснабжения железных дорог.
Группа компаний «Сант» активно принимает участие в банкротстве строительно-монтажных компаний на Дальнем Востоке, вероятно, чтобы укрепиться в регионе в преддверии реализации крупного проекта РЖД по расширению Транссибирской магистрали и БАМа. Среди крупнейших проектов,
выполненных ГК «Сант», – монтаж контактной сети на станции Адлер (
генподрядчик УК «Трансюжстрой»), реконструкция Большого московского кольца на участке 81 км – Дмитров – Икша – Поварово (
подрядчик УК «Трансюжстрой»), реконструкция участка Наугольная – Желтиково (
подрядчик УК «Трансюжстрой») и участка магистрали 4-го транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе (компания «Мостотрест»
Аркадия Ротенберга). «СантСтрой»
судится с некоторыми из своих заказчиков, которые недоплатили за выполненные ею работы. Однако исков против УК «Трансюжстрой» компания не подавала. Вероятно, спорить с влиятельной компанией Роман Путин решил с помощью административного ресурса.
В случае проигрыша могут пострадать и другие компании Путина, выполняющие контракты РЖД. Помимо «СантСтрой», Роману Путину принадлежит 32% ООО «Группа компаний "МРТ"», в которую
входят компании ООО «Бефраг-Восток» (подготовка и окраска железнодорожных вагонов), ООО «ТехноСервисАвтоматика» (ремонт электрического и климатического оборудования железнодорожных вагонов), ООО «Ремвагон» (термоизоляция грузового железнодорожного транспорта), ООО «МостКапСтрой» (ремонт устройств сигнализации, централизации и блокировки). Эти компании, арендуя помещения вагоноремонтных заводов РЖД, часто побеждают в тендерах госмонополии. Также Роман Путин владеет 25-процентными долями в компаниях «НовоМэритаймСервис» и «Новоагротранс»,
которые занимаются грузовыми железнодорожными перевозками.
Любопытно, что эти компании ведут себя со своими подрядчиками точно так же, как Роман Путин рассказывает про УК «Трансюжстрой». В 2010 году правоохранительные органы провели проверку миграционного законодательства на Московском вагоностроительном заводе имени Войтовича. В одном из помещений полиция
обнаружила гастарбайтеров, трудоустроенных учениками с зарплатой 5000 рублей в ООО «Желдорремонт», которое для одной из компаний Романа Путина выполняло работы по окраске вагонов и нанесению на них новых логотипов РЖД. Правда, на качестве выполненных работ такие методы вроде пока не сказались.
В УК «Трансюжстой» пока сохраняют спокойствие:
«Ну, пусть пишет, пока папка не знает», – заявили в компании и бросили трубку. В РЖД отказались от комментариев.
Игорь Голунов, Slon.Ru