Мировые финансовые рынки в понедельник приблизились к состоянию паники: вслед за пятничным падением американских индексов более чем на 3% распродажи продолжились на азиатских и европейских биржах, а цены на нефть обновили минимум за шесть с половиной лет, констатирует
РБК. Все внимание обращено, с одной стороны, на Китай, с которого начался обвал, а с другой стороны, на США, где ФРС теперь может отложить повышение ставок.
«Рынки боятся дальнейших экономических проблем в Китае, дальнейшего ослабления глобальных сырьевых рынков и неопределенности по поводу реакции ФРС США и Народного банка Китая — что они будут делать и каковы будут последствия», — объясняет аналитик Societe Generale
Кит Джукс. - На прошлой неделе китайский фондовый рынок просел на 11%, и сегодня инвесторы ждали каких-нибудь действий местного ЦБ — но не дождались. В отсутствие правительственных интервенций основной китайский индекс Shanghai Composite обрушился на 8,5% — крупнейшее однодневное падение с 2007 года. В результате индекс лишился какого-либо прироста в текущем году и вернулся к уровням января 2015-го.
Показательно, что даже официальное информагентство Китая «Синьхуа», обычно осторожное в формулировках, назвало сегодняшний день на китайских биржах «черным понедельником».
Инвесторы осознали, что состояние китайской экономики гораздо хуже, чем предполагалось, после того, как 11 августа Народный банк Китая внезапно девальвировал юань на 2%. С этого момента глобальный фондовый рынок потерял $5,4 трлн, следует из данных Bloomberg по капитализации мировых бирж, и этот показатель еще не учитывает сегодняшнего падения. Опубликованные в пятницу данные по китайскому индексу PMI показали, что деловая активность в производственном секторе страны находится на самом низком уровне с марта 2009 года. «Рынок боится жесткой посадки [китайской экономики] и что ситуация выйдет из-под контроля китайских властей», — говорит аналитик Commerzbank
Карстен Фритш.Без решительных действий со стороны китайских властей торможение экономики и падение фондового рынка продолжится. «Все внимание будет обращено на дальнейшие шаги властей по поддержке экономики», — пишут аналитики Investec Economics. Наиболее ожидаемой мерой является дальнейшее сокращение нормы резервирования для китайских банков с целью стимулирования кредитной активности.
Если первыми жертвами китайской девальвации и последующих негативных новостей стали валюты развивающихся стран, то теперь страх в полной мере перекинулся на западные рынки. Основные фондовые индексы Европы — FTSE 100, DAX, CAC 40 и SMI — в понедельник снизились на 2,8–2,9%. Немецкий индекс DAX упал с апрельского максимума уже более чем на 20% и по итогам сегодняшних торгов может первым из западноевропейских индексов войти в зону «медвежьего рынка» (снижение на 20% относительно последнего пика). В США, где биржи еще не открылись, ожидается новая распродажа, свидетельствуют котировки фьючерсов на индексы. В частности, фьючерсы на индекс Dow, который в пятницу вошел в полосу коррекции (снижение на 10% относительно недавнего пика), понизились на 418 пунктов (-2,5%), по состоянию на 14:10 мск.
Американский рынок, в последний раз испытывавший коррекцию летом 2011 года, до недавнего времени не замечал растущей обеспокоенности в мире, но теперь нервы не выдержали и у трейдеров в США. Индекс волатильности VIX, известный также как «индекс страха», на прошлой неделе подскочил на 118% (рекордный скачок за пять торговых дней). Аналогичный европейский индекс VSTOXX сегодня вырос на 24%.
Глобальная рыночная турбулентность может внести коррективы в планы Федеральной резервной системы США приступить к повышению ставок в этом году — по крайней мере так думают инвесторы. Еще в начале августа рынок оценивал в 54% вероятность того, что ФРС на ближайшем заседании в сентябре поднимет ставку до 0,50% годовых, а сейчас эта вероятность оценивается только в 30% (данные Bloomberg, исходя из котировок фьючерсов на ставку ФРС на Чикагской бирже). Политика нулевой ставки ФРС длится уже почти семь лет, и весь последний год американский центробанк планомерно готовил рынок к «эпохе» нормализации денежно-кредитной политики. Именно приближение исторического момента, когда ФРС впервые после глобального финансового кризиса повысит ставку, и является коренной причиной нервозности на рынках, считает
Джим Рид из Deutsche Bank. «Мы давно чувствовали, что единственной вещью, которая удерживает мир от еще одного финансового кризиса, является экстраординарная ликвидность со стороны центральных банков вместе с общими интервенциями глобальных властей», — пишет он.
Рынок столь остро отреагировал на китайские трудности, потому что осознал: центробанки Китая и США, возможно, не собираются поддерживать доверие любой ценой и не станут прибегать к дальнейшим экономическим стимулам, — полагает Джукс из Societe Generale. По его словам, наибольшие последствия в таком случае грозят мировым ценам на сырье и развивающимся рынкам.
Цена нефти Brent сегодня падала до $43,29 за баррель — самой низкой отметки с марта 2009 года. Сырьевой индекс Bloomberg, включающий 22 товара, упал до минимума с 1999 года. Продолжили падение и валюты развивающихся стран во главе с рублем, который сегодня подешевел на 2% (больше всех среди основных валют emerging markets). С 11 августа, когда ЦБ Китая объявил о разовой девальвации, рубль подешевел на 11%.