Напомним, 8 апреля пресс-служба Центробанка РФ сообщила об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у АО КБ «ФИА-Банк» (г. Тольятти, Самарская обл.). Такое решение было принято в связи с нарушениями банковского законодательства и нормативных актов регулятора, а также потерей собственного капитала.
«При неудовлетворительном качестве активов ФИА-Банк неадекватно оценивал принятые в связи с этим риски. Надлежащая оценка кредитного риска по требованию надзорного органа выявила полную утрату собственных средств банка, - говорится в сообщении ЦБ. - Ввиду низкого качества активов осуществление процедуры финансового оздоровления банка с привлечением госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) на разумных экономических условиях не представлялось возможным».
В настоящее время в банк назначена временная администрация, полномочия исполнительных органов кредитной организации в соответствии с федеральными законами приостановлены. Поскольку ФИА-Банк являлся участником Системы страхования вкладов (ССВ), все вкладчики и индивидуальные предприниматели получат возмещение от АСВ в размере 100% своих вкладов, но не более 1,4 млн. рублей. Согласно данным отчетности банка, на 1 марта в нем были размещены средства населения на общую сумму 16,369 млрд. рублей, в том числе 15,428 млрд. рублей на срочных вкладах и 0,941 млрд. рублей на счетах «до востребования», а также 0,064 млрд. рублей денег индивидуальных предпринимателей. «Более 95% обязательств ФИА-Банка перед физическими лицами и ИП подлежат страховому возмещению в полном объеме», - отмечает ЦБ. АСВ уже сообщило, что не позже 14 апреля отберет банки-агенты для выплаты страхового возмещения, а не позже 22 апреля начнет сами собственно расчеты с вкладчиками тольяттинского кредитного учреждения.
О проблемах ФИА-Банка в связи с ростом объема низкокачественных активов на балансе было известно давно. В конце сентября 2015 года в тольяттинском кредитном учреждении была проведена первая проверка АСВ. Предполагалось, что по ее результатам будет принято решение о целесообразности санации, однако в конце октября стало известно, что рассмотрение этого вопроса отложено до получения результатов плановой проверки ЦБ, которая была проведена в ноябре-декабре прошлого года. Отсрочку в одобрении финансового оздоровления ФИА-Банка источники информационного агентства «Саминвестор» связывали с большим объемом проблемных активов на балансе банка и отсутствием кандидатов в санаторы. В феврале этого года стало известно, что на участие в санации ФИА-Банка претендовал бывший председатель правления ОАО АКБ «Росбанк» (г. Москва) Александр Попов, который представляет интересы депутата Госдумы РФ от партии «Единая Россия», миллиардера Зелимхана Муцоева, а также его сыновей Амирана и Алика, владеющих группой компаний «Регионы».
В конце марта после публикации отчетности стало известно, что по состоянию на 1 марта 2016 года ФИА-Банк получил рекордный для банковского сектора Самарской области объем убытков - 5,831 млрд. рублей, а в целом с начала текущего года - 5,924 млрд. рублей. Основной причиной этого стало создание резервов на возможные потери по ссудам - их объем в феврале вырос на 5,735 млрд. рублей. В результате собственный капитал кредитного учреждения к 1 марта стал отрицательным, составив минус 5,480 млрд. рублей. При этом на 1 февраля, как следует из отчетности банка, его собственный капитал составлял 2,128 млрд. рублей. Для ЦБ такое падение капитала является безусловным основанием для отзыва лицензии, однако регулятор отложил решение этого вопроса. По неофициальной информации, это было связано с тем, что санацию ФИА-Банка активно лоббировали начальник Отделения по Самарской области Волго-Вятского Главного управления ЦБ Константин Суриков, пользующийся родственной поддержкой первого заместителя председателя ЦБ Георгия Лунтовского, и губернатор Самарской области Николай Меркушкин.
Любопытно, что большинство региональных банкиров в конце марта, исходя из размера отрицательного капитала, оценивали расходы на санацию ФИА-Банка в 10-13 млрд. рублей, полагая, что в конечном итоге будет выбрано именно финансовое оздоровление, о котором объявят не позже второй половины апреля. Однако если объем средств вкладчиков и ИП к моменту банкротства изменился не слишком существенно по сравнению с показателями на 1 марта (суммарно 16,433 млрд. рублей), то с учетом оценки ЦБ страхового покрытия можно сделать вывод, что выплаты АСВ должны будут составить примерно 15,6 млрд. рублей. В этом случае расходы на санацию ФИА-Банка должны были бы составить не менее 16-17 млрд. рублей, чтобы ЦБ и АСВ с учетом прочих факторов признали финансовое оздоровление тольяттинского кредитного учреждения экономически нецелесообразным. Активы банка на 1 марта составляли 22,557 млрд. рублей, соответственно, с учетом потенциальных расходов на санацию порядка 70% из них не стоят ни копейки. Впрочем, большинство региональных банкиров ожидает, что выплаты составят 14-15 млрд. рублей, что, однако, не слишком меняет общую картину.
О судьбе денег вкладчиков
Новости о крахе ФИА-Банка вызвала волнения среди теперь уже бывших клиентов банка по поводу будущего.
А в будущем вкладчикам – физическим лицам и индивидуальным предпринимателям полагается страховка от Агентства по страхованию вкладов в размере 100% вклада при условии, что сумма вклада не превышает 1 миллион 400 тысяч рублей. Под страховку попадают и проценты, начисленные к моменту отзыва лицензии, но при условии, что общая сумма – «вклад плюс проценты» - будет не больше 1 миллион 400 тысяч. В этот же котел попадают и средства на пластиковых, в том числе зарплатных, картах. Выплаты должны будут начаться не позже 22 апреля – две недели по закону дается для составления реестра граждан, которым АСВ должно будет выплатить страховку.
Правда, с зарплатными картами есть один нюанс. Если предприятие успело перечислить зарплату на выпущенные ФИА-Банком карты, то эти деньги попадают под страховку АСВ и будут выплачиваться начиная с 22 апреля. Однако таких явно будет немного – зарплату в большинстве компаний планировали выплачивать 11 апреля, а лицензия была отозвана с 8 апреля.
Если деньги еще не были перечислены и остались на счете юрлица, то они будут возмещаться юрлицу в ходе конкурсного производства в составе третьей очереди кредиторов. Юрлицам тут можно только посочувствовать – средний процент возврата средств кредиторам третьей очереди в России составляет менее 30 процентов, а в случае с ФИА-банком, учитывая объем проблемных активов, он будет еще меньше.
Работникам же предприятие в любом случае должно будет в соответствии с Трудовым кодексом выплатить зарплату – но уже не через зарплатные карты ФИА-Банка, а через карты другого банка или наличными через кассу.
А вот заемщикам ФИА-Банка погашать свои кредиты все равно придется, несмотря на банкротство кредитора. Права по требованию кредитов будут в ходе конкурсного производства проданы другим банкам, однако условия обслуживания кредитов останутся прежними, если их изменение не было заранее прописано в кредитном договоре.
Илья Липкинд, «Саминвестор»